Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия станет главным партнером Зальцбургского фестиваля, который этим летом откроет Теодор Курентзис. В мае стартует Год гуманитарного сотрудничества России и Египта. А Министерство культуры планирует подготовить законопроект, позволяющий эффективно бороться с билетными сайтами-двойниками. Об этом в интервью «Известиям» рассказала заместитель министра культуры Алла Манилова. По ее словам, российские театры сумели пережить пандемию, а новые условия дали возможность иначе посмотреть на многие вещи и отказаться от бюрократических процедур, мешавших работе.

«Дыхание ближнего зала»

— Театры готовятся к возвращению к обычной жизни без ограничений, связанных с пандемией. При этом худруки опасаются, что зритель к ним не вернется. Стоит ли театрам ждать поддержки от государства?

— С точки зрения экономики не думаю, что увеличение квоты с 50 до 70% на рассадку зрителей кардинальным образом повлияет на ситуацию. Вот 25% заполняемости было критично и в финансовом смысле, и морально. Потому что это практически пустой зал.

Но 50% — уже другое дело. При этом мы понимаем, что внебюджетные доковидные доходы пока недостижимы. Слава богу, что они появились в принципе, потому что на зависть Европе отечественные театры работают, а наши артисты не переквалифицировались в разносчиков пиццы.

Зрители в зале в антракте балетного спектакля "Бахчисарайский фонтан" (Самарский академический театр оперы и балета) в рамках фестиваля "Золотая маска" на новой сцене Большого театра в Москве
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Культура — одна из отраслей, сильнее всех пострадавших во время ограничительных мер. Не случайно уже весной на первом этапе пандемии правительство приняло важнейшее решение о компенсации выпадающих внебюджетных доходов. Доводились средства не абстрактно «на поддержку», а в соответствии со строгим расчетом в разрезе каждой организации — сколько средств этот музей, этот театр потерял за три месяца закрытых дверей. Мы говорим о собственных заработанных средствах, потому что государственная дотация, подчеркну, не сократилась ни на рубль. Всё это позволило даже на пике пандемии выплачивать заработную плату на уровне, достигнутом в благополучном 2019 году. Государство театры не бросит и впредь, но пока рассчитываем на оптимистичный сценарий, когда ограничения снимаются и спрос растет.

— Нет театров, которые не пережили этот год?

— Конечно, нет.

— Сказалась ли пандемия на качестве работы театров? Что говорят худруки?

— Худруки говорят, что артисты истово играли перед полупустыми залами, они понимали, что каждый зритель превратился в совершенно бесценного. Это уже не публика — это друзья театра, такие верные поклонники. Поэтому ни о каком падении качества речи не идет, даже наоборот — больше чувства было, больше энергетики создавалось в заполненном всего на четверть зале. Рассадка тоже помогала: когда зал заполняют на четверть, это партер. Артисты чувствовали дыхание ближнего зала.

По законам ковидного времени

— Как изменились за время пандемии отношения между министерством и театрами, музеями, филармониями?

— В первые дни, прошлой весной, никто не имел готовых ответов. Было лишь понятно, что неспешный алгоритм выработки решений и доведения их до подведомственных учреждений уже не работает. В условиях «военного времени» решения должны вырабатываться напрямую с отраслью, обсуждаться «на берегу» и приниматься сообща. Дни напролет проходили с двумя перегретыми телефонами: в правом были руководители музеев, в левом — театров, цирков и филармоний.

Сначала мы вместе придумали систему мер, позволяющих максимально оттянуть закрытие учреждений. Оттянули. А когда закрытие стало неизбежным, искали варианты, при которых можно открыться как можно раньше. И открывались, спасибо Анне Юрьевне Поповой и Роспотребнадзору. И так во всем. Звонок директора или худрука: есть проблема (или есть идея) — и все лидеры отрасли в тот же день на онлайн-совещании. Понятие «мы с вами в одной лодке» приняло абсолютно физическое измерение.

карантин театр ленсовет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

И еще время кризисов — это время нового взгляда на привычные вещи. Фокус зрения меняется, и становится очевидно, что в благополучной жизни мы не видели многих барьеров, мешающих эффективно работать нашим учреждениям. Договорились один за другим их снимать.

— Что именно было сделано?

— Мы изменили подходы к формированию государственного задания учреждения, отказались от доминирования денежных показателей. То же — с оценкой эффективности деятельности руководителей. Отменили совершенно излишние внутренние регламенты на создание новых постановок в театрах. Это затягивало создание премьерных спектаклей, нервировало творцов. Освобождаем учреждения от торгов на сдачу театральных или музейных буфетов в аренду. Теперь (законопроект уже принят Госдумой в первом чтении) учреждение выберет поставщика исходя из качества предлагаемой продукции и приемлемой для зрителей стоимости. Принят закон о снижении госпошлины на выдачу паспорта на музыкальные инструменты, что важно для гастролирующих музыкантов. Принято постановление правительства, позволяющее театрам развивать разносную торговлю, а то ведь тележки на колесиках были вне закона без аренды и торгов.

— Изменится ли в связи с пандемией система льгот в музеях?

— До пандемии (да что там — с советских времен) федеральные музеи создали такую систему льгот, которую сегодня, скажем честно, невозможно реализовать — ведь на 85% это обеспечивалось за счет собственных доходов и только на 15% за счет бюджета. Сейчас необходимо найти гармонию между социальной миссией музеев и их экономикой. Завершаем свод информации и будем вместе с отраслью выходить на решение. Одно уже очевидно — практически все выступают за унифицированную архитектуру льгот.

«Русские сезоны» ждут открытия границ

— Будет ли государство как-то поддерживать зарубежные гастроли, которые теперь нерентабельны и рискованны? Как это будет происходить?

— У нас два направления поддержки международных гастролей. Первое — если они вписаны в проекты, основанные на международных обязательствах Российской Федерации. Речь, скажем, о днях культуры и днях духовной культуры Российской Федерации за рубежом. Это также «перекрестные» годы, которые объявляются руководством стран. К таким, к примеру, относится Год гуманитарного сотрудничества России и Египта. Он так и не открылся в прошлом году, рассчитываем открыть его в Каире в мае.

Перенесен и «перекрестный» Год театра и литературы Россия–Австрия, планируем, что он всё же откроется этим летом в Зальцбурге. Россия станет страной — гостьей легендарного Зальцбургского фестиваля. И надеемся, Теодор Курентзис будет, как и было запланировано, его открывать.

Дирижер Теодор Курентзис

Дирижер Теодор Курентзис

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Второе направление государственной поддержки международных гастролей — это «Русские сезоны». В этом году Франция и Корея ждут открытия границ. В следующем «сезоны» приедут в Швецию, Норвегию и Данию.

Кстати, для наших театров отнюдь не менее важны гастроли по России. Гастрольный центр мы объединили с Росконцертом, который, имея большие мощности и опыт, создал единый годовой гастрольный план и для театров, и для национальных творческих коллективов. Информация об участниках гастрольного плана размещена в Сети.

— А что в международном плане нам ждать по линии музеев?

— Мировой сенсацией должна стать выставка Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина и Третьяковской галереи в Париже, в Фонде Луи Вюиттон более 200 шедевров из коллекции братьев Михаила и Ивана Морозовых, одной из крупнейших коллекций импрессионизма в мире. Никогда еще эта фантастическая по своей ценности коллекция не покидала России. Напомню, что пять лет назад в Париже была первой представлена уникальная коллекция Щукина, которая принесла выставке первое место по посещаемости за всю историю Франции (1,3 млн человек).

Наконец, осенью в Париже — выставка «Репин» Третьяковской галереи и первая большая встреча лидеров музейной сферы России и Франции.

Уже объявлен на межправительственном уровне «перекрестный» Год музеев Россия–Италия. Итальянские коллеги ждут его с невероятным энтузиазмом. Год еще не открыт, но Эрмитаж представил выставку «Линия Рафаэля. 1520–2020», приуроченную к 500-летию со дня смерти великого мастера. У Эрмитажа и дальше невероятная активность в сотрудничестве с Венецией, Неаполем. Третьяковская галерея работает с Триестом, «Петергоф» — с Тосканой, Музей архитектуры имени Щусева — с Бари, ну и у Пушкинского весь год итальянский. «Большой экспозиционный тур» — так называется выставка «Павловска», запланированная осенью в Галерее Италии в Милане. Музей музыки готовит выставку в Риме, посвященную С.В. Рахманинову, а Литературный музей им. В.И. Даля — выставку, посвященную Ф.М. Достоевскому, чей 200-летний юбилей мир отмечает в этом году. Ключевым событием Года станет российско-итальянский музейный «саммит», который осенью, надеемся, соберет лидеров музейного сообщества двух стран.

Борьба с билетной мафией

— Почему билеты на некоторые спектакли государственных театров стоят выше прожиточного минимума? Ценообразование билетов кто-то контролирует?

— Министерство не вправе контролировать ценообразование. В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации о культуре организации культуры устанавливают цены на билеты самостоятельно. Ценообразование диктуется спросом, и если в спектакле Большого театра заняты звезды (да еще мировые), билет в партер или амфитеатр не может стоить дешево. Но вопрос в другом. Для наименее защищенных социальных категорий граждан должны быть свои программы. И у Большого они есть и для пожилых, и для студентов. Да, это не будет партер, это будет балкон, но билет для студентов по программе «Большой — молодым» будет стоить 150 рублей. И это именной билет, его можно купить только по студенческому, он не достанется спекулянтам.

Билет на балет "Нуреев" в постановке режиссера Кирилла Серебренникова, купленный в кассах Большого театра
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

— Билетная мафия бессмертна?

— Принятый в 2019 году закон позволил реализовать фундаментальные изменения в этой сфере, его ждали 20 лет. Но пока мы не поставим сайты-двойники вне закона, наших граждан продолжат обманывать. Вы никогда не найдете разницы между сайтом знаменитой Московской филармонии и сайтом-двойником. Билет, который стоит на подлинном сайте 1800 рублей, на подставном предлагают за 12 тыс. И это далеко не самые заоблачные цифры. Это касается абсолютно всех самых успешных и любимых театров, филармонических и концертных площадок. Да и музеев уже тоже.

— Решаема ли проблема сайтов-двойников?

— На базе первого закона мы будем выходить на второй закон, «на берегу» пойдем к руководству Госдумы, чтобы нас поддержали фракции. Пока мы не поставим сайты-двойники вне закона, наших граждан обманывали, обманывают и продолжат обманывать. Но тут нам понадобится помощь коллег из Минцифры.

— Есть вероятность, что новый закон будет принят уже в этом году?

— Не думаю. Надо быть реалистами, мы только начнем. Скорее это произойдет в 2022 году.

Музейные бесценности

— Что происходит с экспертизой яиц Фаберже, которые якобы оказались фальшивыми?

— Михаил Борисович (Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. — Ред.) сказал, что будет проведено исследование. И оно проводится. Но в центре изучения — всё же не проблема фальшивок в точном смысле этого слова (копия оригинала, специально созданная с целью обмана, подмены), а проблема атрибуции. Как остроумно заметил Михаил Пиотровский, рынок слишком близко подошел к музеям… Всем, кого интересует эта тема, советую почитать на сайте Эрмитажа предисловие к каталогу выставки.

яйца фабержа
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Насколько у нас актуальна проблема фальшивок в музеях?

— Настолько, насколько в любой другой стране. Это вопрос не географии, а качества экспертизы. В российских музеях хорошо знают, как обеспечить надежный заслон от подделок.

— Как будет меняться система безопасности в музеях?

— Мы создаем серьезную рабочую группу профессионалов, она будет базироваться в РОСИЗО и тесно работать с МЧС и Росгвардией. В нее войдут специалисты министерства по вопросам безопасности и лучшие эксперты ведущих федеральных музеев, блестяще знающие мировую практику.

Читайте также
Прямой эфир