Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В правительстве Санкт-Петербурга принято решение о мемориальной доске, посвященной Ленинградскому рок-клубу (ЛРК), который в свое время не только предоставил молодым музыкантам-любителям возможность профессионально заниматься актуальной музыкой, но и подал пример другим городам в деле ее легализации. Об этом накануне 40-летнего юбилея ЛРК «Известиям» рассказал ветеран отечественного рок-движения, музыкант и историк Владимир Рекшан.

— Под своей крышей на улице Рубинштейна, дом 13, ЛРК собирал главные неформальные группы страны, среди которых «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «ДДТ», «Аукцыон», «Телевизор», «Ноль», «Колибри» и многие другие. В чем, на ваш взгляд, заключалась основная миссия и главная заслуга Ленинградского рок-клуба?

Миссии у него никакой не было, а заслуги можно оценивать, а можно этого и не делать. Я бы сказал, что это, несомненно, яркая часть культуры Ленинграда и России, которая должна быть закреплена мемориальной доской и музеем. Процесс это долгий, но положительное решение комитета по мемориальным доскам при правительстве города принято. Не будет доски, не будет нашего музея, и рано или поздно всё это замечательное время и люди будут забыты. Постараемся этого не допустить.

— Существовали ли до появления ЛРК схожие по направленности организации и насколько рок-клуб стал квинтэссенцией накопленного ими опыта?

— Появление ЛРК скорее подвело черту под предыдущим периодом. Первой в 1971 году появилась так называемая «Поп-федерация». Один товарищ по фамилии Артемьев выдавал себя за комсомольского работника и, обещая музыкантам выход на большую сцену, стал проводить концерты. Делал он это под видом съемок фильма о бунтующей западной молодежи. Всё это продолжалось почти целый год, причем концерты были действительно яркие. Так что спасибо этому авантюристу.

Внутри музея русского рока

Внутри музея русского рока

Фото: Алексей Певчев

К концу 1971 года всё накрылось. Музыкантов вызвали в следственный отдел, все были страшно напуганы, но стало ясно, как нужно проводить эти концерты, появилось определенное количество организаторов и зрителей. Ну а музыканты хотели двух вещей — аплодисментов и гонораров и уж точно не свергать советскую власть. Рок-клуб решением этих задач и занимался.

— Неужели все эти годы его задачи были неизменны?

Тут важно понимать, что с 1981 до конца 1988 года рок-клуб был профсоюзной организацией, подразделением Дома народного творчества. У него была комнатка, где хранились какие-то бумаги, проходили собрания, и, главное, был зал, где можно было проводить концерты. К концу 1988-го пали все цензурные запреты, и рок-клуб был зарегистрирован как юридическое лицо. Это было нужно, чтобы заниматься коммерческой деятельностью.

Мы переехали в две комнаты, и нам казалось, что теперь слава будет бесконечной. На самом деле мы, наивные, рано радовались. Появление кооперативов привело к тому, что музыканты сами поехали с гастролями по стране и посредническая организация в виде рок-клуба исчезла. Тогдашние ее руководители не годились для новых задач.

— Тем не менее были ли какие-то предпосылки для появления рок-клуба?

В 1977 году вышло постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Его писали старички из ЦК на основе, вероятно, предоставленной спецслужбами аналитики. Мол, в «рядах части молодежи копится недовольство». Важно, что появившиеся в 1981 году и рок-клуб, и Товарищество экспериментального изобразительного искусства стали попыткой и за всем этим присматривать, и дать отдушину. Другое дело, что вскоре началась перестройка и русскую рок-музыку уже стали рассматривать в контексте развития музыкального жанра и даже истории государства.

Владимир Рекшан в музее русского рока

Владимир Рекшан в музее русского рока

Фото: Алексей Певчев

— То есть ЛРК выполнял скорее административную, а не творческую функцию — литовка текстов (официальное разрешение исполнять песни. — «Известия»), организация концертов, предоставление репетиционных баз и аппаратуры?

— Вначале речь про деньги особо не звучала. Гораздо проще было организовать «квартирники». Кто-то поет, кто-то приходит послушать, скидываясь по рублю — по три, из которых артист получал свой гонорар. Рок-клуб этого вначале не давал, но именно он начал движение в сторону зарабатывания денег. Те музыканты, кто добился успеха к 1987–1988 годам, уже начали играть концерты, ездить на гастроли и получать гонорары. Базу рок-клуб тоже не предоставлял. Для молодых людей самым главным было выйти на сцену со своими песнями.

— Вокруг возникновения рок-клуба циркулировал слух, что открыт он по инициативе КГБ. Это так?

— Лично я никакой госбезопасности там не видел, но, наверное, все-таки в СССР такие явления без ее участия были невозможны. Мне приходилось для одного фильма брать интервью, в котором один из героев говорил, что «мы, молодые сотрудники госбезопасности, не хотели душить музыку, которую сами любили». Ну смотрите сами — из кого состояла госбезопасность? Туда приглашали на работу студентов, которые хорошо учатся, ну а студенты были уже подпорчены рок-музыкой. Ходили слухи, что сотрудники КГБ ходили на концерты рок-клуба и вроде бы часть билетов откладывали для них.

— Насколько в работе ЛРК участвовал Андрей Тропилло — звукорежиссер всех главных самиздатовских магнитоальбомов ленинградских групп тех лет — от «Аквариума» и «Зоопарка» до «Кино и «Ноля»?

Андрей Владимирович Тропилло, до недавнего времени мой близкий товарищ, конечно, в гробу видал все эти рок-клубы с их советами. Он, безусловно, великая личность, и без него история ленинградского рока сложилась бы совсем иначе. Так что в чем-то Тропилло куда более важное явление, чем весь Ленинградский рок-клуб, хотя он и часть его истории.

Продюсер и звукорежиссер Андрей Тропилло

Продюсер и звукорежиссер Андрей Тропилло

Фото: РИА Новости/Сергей Мелконов

Интересно, что Тропилло был единственным, кого однажды исключили из ЛРК. Это произошло в 1988 году. Кажется, он, не согласовав с руководством, пригласил выступить на фестивале рок-клуба каких-то поляков, обладателей хорошей аппаратуры. После этого его исключили за волюнтаризм, и я был единственный, кто проголосовал против.

— В чем была причина конфликтов, возникавших между руководством и членами ЛРК?

— В совете было пять-шесть человек. Вначале председателем был Гена Зайцев: старый хиппи-бюрократ, как его называли. Это продлилось года полтора, после чего произошел дворцовый переворот, потом еще какие-то перестановки, и в итоге председателем оказался Николай Михайлов, а после того как ЛРК стал юридическим лицом, он был избран президентом. Шутили, что президент в рок-клубе появился до того, как эту должность утвердили на государственном уровне.

Все конфликты носили очень локальный характер. Ну, например, достать билеты было сложно, но они возникали на черном рынке. Музыкантам и группам давали по одному-два билета. Значит, у кого они оказывались?

Один из организаторов Ленинградского рок-клуба и его второй президент Николай Михайлов

Один из организаторов Ленинградского рок-клуба и его второй президент Николай Михайлов во время съемок передачи «Рок-перекресток»

Фото: РИА Новости/Михаил Макаренко

— Распределялись среди членов совета ЛРК с целью получения личных доходов?

— Правильно! О чем честно могу сказать спустя десятилетия. Нужно было семью кормить, а денег не было. Так что я по бедности однажды тоже продал два билета по 10 рублей, а у кого-то на руках бывало побольше.

— Насколько активно совет вмешивался в творческую работу музыкантов?

— Не слишком сильно. Все-таки в состав совета входили люди, жившие той же музыкальной жизнью. Литовкой текстов в 1984–1985-м занималась замечательная Нина Барановская. Музыканты могли залитовать один текст, а на концерте спеть совсем другой. Никто этого не отслеживал.

— Тогда зачем вообще нужны были номинальные литовки?

В столицах было попроще, а в провинции всё было жестко. Приезжают необычные люди, но у них листочки с текстами песен, на которых стоят печати. Это как-то снимало вопросы у местных руководителей. Возвращаясь к некоему противостоянию между музыкантами и советом рок-клуба. Кто-то считал, что его недопонимают, кого-то не взяли на фестиваль, или поставили не в тот день, или дали меньше времени, чтобы отстроить аппаратуру...

Самым острым был момент, когда власти по каким-то причинам пытались запретить фестиваль рок-клуба и лидер «Телевизора» (самой политически непримиримой группы ЛРК. — «Известия») Михаил Борзыкин взял мегафон и повел народ к Смольному. Борзыкин всегда был бунтарем по жизни.

— Считалось ли членство в рок-клубе компромиссом с властями?

— Движение по иерархической лестнице — всегда некий компромисс. Но если нет ситуации, когда официальное искусство, например ВИА, существует по одну сторону, а рок-музыка со своими подпольными концертами и тайными организаторами — по другую, речь о компромиссе не идет. С рок-клубом всё решило время, смывшее все эти тонкости.

— При рок-клубе существовали секции. В частности, вы вели литературную. Музыканты посещали такие «внеклассные» занятия?

— Это была идея любительницы театра Наташи Веселовой, которая предложила мне придумать что-то в данном направлении. Я уже начинал свое литературное движение и предложил делать что-то в таком контексте, но в произвольной форме. Пять сезонов даже зарплату за это получал. На семинары приходила молодежь. Вначале я перед ними играл — отчитывался в том, что умею, потом постепенно отрабатывалась форма общения. Из ныне известных приходили рок-бард Юрий Наумов, Олег Гаркуша и Леонид Федоров из «Аукцыона». Кому-то это было не нужно, а для кого-то стало ячейкой самореализации: приходишь, что-то показываешь.

— У ЛРК к концу 80-х имелся огромный концертно-организаторский опыт, наработанные связи во всех регионах СССР. Почему же в 1990-х, когда открылись огромные экономические возможности, он так и не стал мощной концертно-продюсерской организацией?

«Кадры решают всё», — сказал кто-то из партийного руководства. Кадры совета ЛРК были заточены под принципиально другую общественную формацию. Они знали, как что-то решить с начальством, как договориться по ряду небольших бытовых и организационных вопросов, но в новых «буржуазных» условиях эти люди оказались не способны решать принципиально новые задачи. У нас же никто с насиженных мест просто так не уходит: как назначили, так и сидишь до гробовой доски.

Действительно, у рок-клуба было по-настоящему всероссийское имя, но за таким именем должны уже были стоять новые имена. Этого не случилось, а те, что остались, постепенно пропили и проели всё, включая легендарную японскую аппаратуру, которую рок-клубу подарила Джоанна Стингрей (американская энтузиастка, выпустившая в США альбом ленинградских рок-групп Red Wave. — «Известия»).

— Кто из музыкантов ЛРК стал, на ваш взгляд, фигурами, определяющими русскоязычную рок-музыку?

— Эти имена всем известны: Гребенщиков, Цой, Шевчук, Науменко и многие другие. Пусть это будет немного неожиданно, но я назову вам Севу Гаккеля (один из создателей группы «Аквариум». — «Известия»), открывшего позже клуб «Там-там», в котором он дал возможность играть молодым ребятам, определившем лицо рок-музыки 1990-х. «Клубные» Tequilajazzz, Markscheider Kunst и «стадионные» «Король и Шут» — все они выросли именно на этой площадке. Ленинградский рок-клуб был советской организацией советского же периода, а когда он закончился и началось клубное движение, то самым заметным в нем был именно «Там-там» (клуб просуществовал с 1991 по 1996 год. — «Известия»).

Справка «Известий»

Владимир Рекшан родился в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Мастер спорта по легкой атлетике. В 1969 году организовал одну из первых русскоязычных групп «Санкт-Петербург» (не путать с коллективами-клонами, выступающими под этим названием). Ведущий литературной секции Ленинградского рок-клуба. С середины 1980-х годов выступает как прозаик, автор более чем трех десятков литературных произведений. Создатель музея «Реалии русского рока».

Читайте также
Прямой эфир