Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Флагман «якутской волны» Дмитрий Давыдов победил на «Кинотавре» с мистической драмой «Пугало» о знахарке со сверхъестественными способностями и трагической судьбой. Главную героиню сыграла популярная в Якутии этно-певица Валентина Романова-Чыскыырай, признанная на том же фестивале лучшей актрисой. Давыдов много лет совмещал преподавание в общеобразовательной школе и кино. Причем снимал все картины в своей деревне, актерами были местные жители. Теперь он планирует выпустить в год четыре фильма, открыть на родине киношколу и запустить проект в Скандинавии. Перед выходом «Пугала» в широкий российский прокат (в кинотеатрах с 25 февраля) режиссер рассказал «Известиям» об особенностях киноиндустрии по-якутски.

Машина за фильм

— Что вам сказала жена семь лет назад, когда вы ей сообщили: «Хочу продать машину, чтобы снять свой первый фильм»?

— Ничего. Она потом узнала, уже по факту, что я кредитов понабрал, что у нас финансовые трудности. Но я справился, трудился на трех работах, деньги домой приносил. А так у нее нормальное отношение, она меня поняла.

— Как же вы без машины?

— Этой зимой удалось купить новую.

— То есть все эти годы пешком ходили?

— Да. Жили в режиме экономии. А вот сейчас посмотрим: если прокат фильма «Пугало» пройдет успешно, какая-то финансовая уверенность появится. Но это всё ничего, нормально.

— А дети что говорят — «Папа, давай снимай кино во что бы то ни стало!»?

— Пока они еще маленькие, семь и девять лет, в кино не разбираются. Слышали, что я что-то снимаю, но фильмы пока не смотрели.

Валентина Романова-Чыскыырай

Актриса Валентина Романова-Чыскыырай в фильме «Пугало»

Фото: фильм «Пугало»

Без репетиций

— Исполнительница главной роли Валентина Романова — якутская звезда. Трудно было с ней?

— Она не звезда в том плане, что у нее толпы поклонников. Просто известный человек. Я понимал, что она готова к роли, ее эстрадный образ максимально близок к образу главной героини. Я ей сказал, что ничего менять не надо: манера общения, взгляд, даже дикция и громкость речи те же самые. Все оставляем, просто живем в кадре.

— Вы отказались от репетиций, чтобы естественность не ушла?

У меня не бывает репетиций. Мы приходим на съемочную площадку, разводим сцену, приглашаем актеров и немедленно снимаем. Все движения быстренько отрабатываем прямо там.

— Для экономии времени?

— Не знаю. Мне интересно, когда не всё идет четко по плану, по сценарию. Актер может в другое русло уйти. Либо мы можем прийти на съемочную площадку и понимаем, что всё можно по-другому сделать, репетировать смысла нет. Мы прямо там с оператором, с художником, с актерами обсуждаем. Это как бы коллективное творчество, так гораздо интереснее — непосредственно на съемочной площадке быть более гибким.

— Я читал, что вы стараетесь смотреть по фильму в день. По какому принципу отбираете?

— Захожу в интернет и могу потратить часа 2–3, чтобы составить себе список на неделю. Ищу, читаю описание, больше внимания уделяю фильму, если он снят в каком-то интересном месте, например в Малайзии или Уругвае. Что-то редкое должно быть, особенное. Китайское кино стараюсь смотреть, но его сложно найти. Новым скандинавским кино интересуюсь. У меня правило «пяти минут» — за это время я понимаю, стоит или не стоит смотреть. Во втором случае просто выключаю.

кино

Кадр из фильма «Пугало»

Фото: фильм «Пугало»

Вторая якутская волна

— Сейчас ощущение «якутской волны», везде устраивают ретроспективы. А у вас, мне кажется, довольно скептическое отношение к тому, что происходит. Такое ощущение, что волна-то себя исчерпала и схлынула.

— Так и было, спад начался 3–4 года назад. Но с прошлого года пошла уже вторая волна. У нас тридцать проектов готовы к выходу, плюс двадцать вот-вот запустятся. Многое в производстве.

— Вы однажды сказали, что фактически во всей Якутии осталось человека 2–3, которые занимаются кино, все остальные принялись чисто зарабатывать деньги.

— Да. Но основная особенность наша в том, что каждый якутский фильм — это частные деньги. Наши, а не государственные, которые бы мы могли легко в ноль потратить. Перед нами стоит задача заработать, потому что нам никто денег не даст.

— Сейчас же дают.

— Дают, но это покрывает только процентов десять наших потребностей. Остальные деньги приходится искать самим. И мне для следующего фильма — «Нелегал» — тоже нужно это делать. Поэтому каждый режиссер планирует выйти в прокат и заработать, так что мы боимся уходить полностью в авторское кино. Но я постараюсь в следующих своих работах ориентироваться не на зрительский успех, а на то, чтобы сделать произведение искусства. Людей, которые работают в этом направлении, двое-трое по Якутии.

— Вообще-то якутские фильмы регулярно оказываются в программах зарубежных фестивалей.

— Это всё разовый успех. Значит, может быть, попали в волну. А я имею в виду стоящих авторов, которые действительно растут. Они есть, конечно, и в российском кино. Но у нас задача`— не смотреть на Москву, а самим пытаться расти. Конечно, нам это необходимо — и прокат, и копродукция, и какие-то гранты. Но вообще якутское кино гораздо более интересно зарубежным продюсерам.

— Да, якутский режиссер Максим Арбугаев уже давно работает на зарубежных проектах, хотя мы им гордимся как русским кинематографистом и выпускником ВГИКа. Вы для себя рассматриваете эту ситуацию — целиком перейти на западное финансирование?

— Конечно, в перспективе нам стоит делать копродукцию. Я думаю, что мое направление — Скандинавия. В Финляндии, Швеции, Норвегии мы общались с начинающими ребятами. У них такие же проблемы, как и у нас. Мы поняли, что нам интересно что-то в будущем совместно сделать, даже обсуждали идеи, придумывали истории. Я прикидываю, где брать деньги, если будет софинансирование, они тоже какие-то планы строят. Но сейчас закрылись границы, всё до поры затихло.

Пять языков

— Вы упомянули фильм «Нелегал». Он уже готов?

— Есть продюсеры, мы получили финансирование. Пока могу сказать, что всё идет хорошо. Съемки начинаются 15 апреля, фильм будет готов в сентябре или даже в августе. Если получится, осенью представим его на фестивалях.

— Фильм будет сниматься на русском языке, но главный герой — киргиз?

В фильме будут говорить на пяти языках: русском, киргизском, якутском, армянском и китайском. Но в основном фильм русскоязычный. Это история про мальчика-киргиза, который из Бишкека приезжает разными путями без документов в Якутию, он ищет отца. Тот пропал в Якутии лет десять назад. И вот мальчик попадает в эту среду, вникает в культуру, абсолютно для него чужую, и благодаря этому у него происходит становление личности, в конце фильма он превращается из забитого подростка в мужчину. Это история о поисках своего дома, корней.

место

Кадр из фильма «Пугало»

Фото: фильм «Пугало»

— Зрительское кино?

— Думаю, будет интересно. Мы постараемся сделать историю легко воспринимаемой и ориентироваться на российского зрителя, чтобы был национальный прокат. В то же время постараемся сохранить идею, ради которой всё это снимается. Мы сейчас тесно работаем с киргизской диаспорой в Якутии.

— Судя по вашим предпочтениям, вы давно тяготитесь необходимостью сторителлинга и хотите делать менее сюжетное кино?

— В том числе. Может быть, будут эксперименты в операторской работе, в постановке, в работе актеров в кадре, например. Осенью постараюсь сделать такой фильм-впечатление, фильм-ощущение, без какой-то яркой большой истории.

— Интенсивность работы довольно высокая. А вы — учитель, преподаете. Думаете дальше совмещать?

— Нет. Я решил, что мне нужно уйти, и уволился из школы. Сейчас полностью в кино, в этом году у меня съемки четырех фильмов. Один из них я уже снял в январе, сейчас начнется монтаж. Это музыкальная драма, вернее, смесь жанров: комедия, мюзикл, драма. Деревенская история про кочегара, который работает в деревенской котельной и пытается как-то выжить.

— Четыре фильма в год — это темпы какого-нибудь Такаши Миике или Хон Сан-су.

— Есть большая опасность скатиться — не доделав одно, начинать другое. Пока вроде запас сил есть. Посмотрим.

Деревня кино

— Когда вы победили на «Кинотавре», то почувствовали, что стали частью национального кинематографа? Или вернулись в Якутию и всё продолжилось, как и раньше?

— Мы приехали в Сочи, показали фильм и уехали. Ощущение было, что у нас свой путь. Думаю, что мы пока чужие в формате российского кино. Приехали к себе и стали думать, что делать дальше. Есть планка, взяли ее, а куда дальше стремиться, что дальше снимать?

«Пугало»

Режиссер фильма «Пугало» Дмитрий Давыдов (справа) во время получения «Главного приза» и приза от гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, 18 сентября 2020 года

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Когда вы читаете про то, что происходит в Москве: манифесты, выступления, коллективные письма — это всё чужое? Вам не слишком интересно?

— Да нет, интересно. Мы воспринимаем себя, конечно, частью российского общества. Но мы национальная республика, у нас свое правительство, свои проблемы, своя культура, свой быт, поэтому в первую очередь мы, конечно, думаем о себе. Есть различия и в понимании вещей, и в общении, и в быту.

— Вы член Союза кинематографистов?

— Нет.

— От «Пугала» чего вы ждете, на какие результаты рассчитываете?

— Хорошие сборы жду. Рассчитываю, что этот фильм станет самым кассовым в якутском кино, соберет не такие большие деньги, конечно, но какие-то — точно.

— Чтобы стать самым кассовым в якутском кино сколько надо заработать?

— Миллионов восемнадцать.

— Это реально?

— Даже не знаю. Я ушел из школы, поэтому мне надо начать зарабатывать, хотя бы на год-два, чтобы финансовая подушка была. Так что будет плохо, если фильм провалится.

— Вас лично коснулись карантин, коронавирус?

— На кинопроизводстве сказалось, в якутском кино спад пошел в прошлом году. Было много проектов на запуске, тут прямо всех остановили, сказали: снимать нельзя. Но во время карантина мы втихаря сняли новый фильм совместно со Степаном Бурнашевым. Мы с ним из одной деревни. Решили снять без денег альманах из семи историй, в этом году его будем показывать.

фильм

Кадр из фильма «Пугало»

Фото: фильм «Пугало»

— С якутскими кинотеатрами диалог у вас идет?

— Якутский прокатчик нас сильно поддерживает. Он за любое якутское кино. Если он видит, что это не очень качественная картина либо не кассовая, конечно, условия будут другие — и меньше экранов, и время другое, не прайм-тайм, но в любом случае поддерживает. Мы показываем черновой монтаж, предлагаем включить картину в план на следующий год. И кинотеатры идут навстречу. Это республиканская киносеть, всего 40 экранов по Якутии.

— У вас нет в мечтах сделать из своей деревни что-то вроде того, что сделал Кустурица? Такой сельский Голливуд.

— Он же купил землю и свою деревню построил. А я не только в своей деревне снимаю, мы сейчас пробуем уже в разных районах, в Якутске, хотя база у нас в Амге, и этим летом откроем там киностудию. Там есть Дом культуры, они нам выделяют помещение. Будем всё это выстраивать, чтобы какая-то база появилась, и не только для меня. Растут другие режиссеры, уже начинают свои короткие и полные метры снимать. И нужна студия, чтобы человек мог прийти, взять технику, сесть монтировать. Такое общественное пространство пытаемся делать.

— Вы из директора школы перерастете, возможно, в директора киношколы?

— Там будет свой куратор, я думаю. Но у меня воспитательный интерес есть. На съемочной площадке моего прошлого фильма процентов пятьдесят съемочной команды были абсолютно новые люди, для них это был первый проект. Они мне писали в Instagram, просились на съемочную площадку. Сейчас кто-то из них уже начинает делать сценарий, планирует запустить в этом году собственный фильм. А мне интересно другим подсказывать и помогать.

Читайте также
Прямой эфир