Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Три картины российских авторов, 10 февраля вошедшие в шорт-лист кинопремии «Оскар», ждет отбор в номинациях. Для попадания в этот почетный список сегодня имеют немалое значение и политика, и актуальность работы, не отрицают эксперты. Так, в Российском оскаровском комитете «Известиям» сообщили, что все эти факторы учитывались при выдвижении ленты Андрея Кончаловского. Но для получения заветной статуэтки одного лишь сочетания этих ингредиентов недостаточно — не менее важно и продвижение. Методику отбора и перспективы отечественных картин «Известия» обсудили с экспертами, членами Киноакадемии и претендентами на приз.

Три богатыря

Фильмы российских авторов поспорят за выход в финальную стадию в трех номинациях. «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, повествующий о расстреле рабочих, поднявших мятеж в Новочеркасске в 1962 году, выдвинут от России как лучший иноязычный фильм. «Гунда» Виктора Косаковского (Норвегия, США) сделана без участия РФ и претендует на звание лучшего полнометражного документального фильма. В картине мир людей подан глазами животных, которые в конце концов попадают на стол. Также в этой категории и в номинации «Лучшие визуальные эффекты» — картина «Добро пожаловать в Чечню», в центре которой проблемы секс-меньшинств (продюсер и оператор Аскольд Куров). Правда, снята она режиссером из США Дэвидом Фрэнсом на американские же деньги.

«Дорогие товарищи!» и «Добро пожаловать в Чечню» в России уже официально вышли и доступны зрителям. «Гунда» куплена для проката, заявленная дата релиза — 15 апреля.

Кадр фильма «Добро пожаловать в Чечню!»

Кадр из фильма «Добро пожаловать в Чечню»

Фото: BBC Storyville

Все фильмы на первый взгляд соответствуют нынешним трендам «Оскара», который уже не первый год упрекают в тенденциозности. Столкновение с тоталитарным режимом, веганский манифест, преследование сексуальных меньшинств — эти темы, как правило, находят понимание у киноакадемиков. Кроме того, ленты показывались на международных кинофестивалях, а киноакадемики реагируют на то, что на слуху.

Однако, по мнению российских членов Американской киноакадемии, на попадание картины в шорт-лист помимо соответствия трендам влияет множество нюансов.

Политика или искусство

Режиссер Сергей Дворцевой уверен, что «Гунда» — картина не политическая и не конъюнктурная. По его мнению, она, наоборот, идет вразрез с общим течением.

— Во всем мире документальное кино выродилось в некий журналистский жанр, — отметил в беседе с «Известиями» режиссер. — «Гунда» — это кино в классическом понимании, чистое искусство, медленное, без слов. Поэтому я за нее и голосовал. В академиках не все веганы.

Для документалистики на «Оскаре» актуальность является существенным обстоятельством, и если бы картина не была связана с вегетарианством и в широком смысле с политикой зеленых, она не попала бы в шорт-лист, подчеркнул киноакадемик Виталий Манский.

Продюсер фильма «Добро пожаловать в Чечню» Аскольд Куров уверен, что его фильм пробудил в людях сочувствие, и именно поэтому, а не только за актуальность, был выбран в шорт-лист.

Кадр фильма «Гунда»

Кадр фильма «Гунда»

Фото: Artemis Rising Foundation

— На Берлинале наш фильм получил приз зрительских симпатий, и у нас на всех показах были аншлаги и эмоциональные обсуждения, — рассказал «Известиям» Аскольд Куров. — Мы получили очень теплые отзывы, нам говорили, что потрясают именно человеческие истории, рассказанные в ленте. Зрители ведь не учитывают никакую конъюнктуру или политическую ситуацию. Они голосуют за то, что их взволновало и тронуло.

В особом положении находится картина Андрея Кончаловского, отмечают эксперты. У нее хороший шанс войти в номинанты и побороться за победу: Кончаловский в Америке свой, а у киноакадемиков присутствует традиционное уважение к советскому кино, из которого вышел Андрей Сергеевич. Но и трудностей предстоит немало. Прежде всего, картина, несмотря на актуальный тренд, не вписывается в мультикультурные устремления нынешнего «Оскара».

— Шорт-лист в категории «Лучший зарубежный фильм» несет на себе четкий отпечаток нынешней борьбы по поводу репрезентации разного рода меньшинств, — отметил киновед, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. — Широко представлены картины из небольших кинематографий экзотического содержания, чего раньше не было. В этих фильмах присутствуют люди разного цвета кожи, вероисповедания, сексуальных предпочтений и всего того, что в оскаровских бумагах рекомендуется. Фильм Кончаловского в приоритеты этой новой политкорректности не входит.

«Внятный месседж»

Телефон Владимира Меньшова, председателя Российского оскаровского комитета, выдвинувшего картину Кончаловского на «Оскар», на момент публикации был недоступен. Но Владимир Котт, входящий в комитет, сообщил, что политическую повестку при голосовании они тоже учитывали.

— Когда мы решали, кого отправить на «Оскар», в шорт-листе были достойнейшие российские картины. Но мы еще думали про шансы. У Андрея Сергеевича они неоспоримо выше, чем у других, — признал режиссер. — Поскольку фильм Андрея Кончаловского черно-белый, а большинство академиков — звезды прошлого века, им понравится визуальная составляющая. Но при этом его фильм еще и предельно актуален. Он показывает трансформацию личности в тоталитарном государстве. Героиня Юлии Высоцкой из винтика советской тоталитарной машины превращается в настоящую женщину, начинает прозревать и сочувствовать. Это внятный месседж. Учитывая наши отношения с Америкой, он будет немедленно прочитан и воспринят как активный политический жест.

Кадр фильма «Дорогие товарищи!»

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Фото: Дисней Студиос


В продюсерском центре Андрея Кончаловского «Известиям» сообщили, что мэтр считает шорт-лист «техническим этапом» и будет давать комментарии после выхода в номинацию. Остальные российские претенденты не слишком высоко оценивают свои шансы.

— Если учесть, какое количество средств тратят Netflix, Amazon, National Geographic на промоушен своих картин, надеяться мне совершенно бесполезно даже на номинацию, — рассуждает Виктор Косаковский. — Решение будет в основном за деньгами. Сколько вложат продюсеры в прессу, в рекламу.

Аскольд Куров тоже не уверен в победе своей картины. Среди своих главных конкурентов он называет «Лагерь калек» Netflix и «Время» Amazon.

Россия на «Оскаре»

Российские фильмы в последнее время добираются до оскаровских шорт-листов практически ежегодно. Так, по итогам 2019-го в короткий список также попали три наши ленты: игровая «Дылда» Кантемира Балагова, документальная «Акварель» Виктора Косаковского и анимационная «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита. Увы, ни одной из них не было в итоговом списке номинаций.

Последний раз режиссеру, представлявшему нашу страну, повезло попасть в номинанты в 2018-м. Это была «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, тем самым он повторил успех собственного «Левиафана», вышедшего тремя годами ранее.

Кадр фильма «Дылда»

Кадр из фильма «Дылда»

Фото: Пионер

Если же говорить о победах, то самый недавний наш оскаровский триумф датируется 2000-м годом — тогда Александр Петров получил статуэтку за короткометражную анимацию «Старик и море». А в номинации за лучший иноязычный фильм мы не побеждали с 1994-го: «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова — до сих пор единственная игровая оскароносная картина в постсоветской истории России.

У СССР улов был больше. Свой первый «Оскар» наши соотечественники получили в 1942 году за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Целых две статуэтки завоевала в 1968 году эпичная «Война и мир» Сергея Бондарчука — за лучший фильм на иностранном языке и лучшую работу художников-постановщиков (Михаил Богданов и Геннадий Мясников). Следующим советским лауреатом в 1975-м стал «Дерсу Узала», сделанный по роману исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Правда, отечественным его можно назвать с небольшой оговоркой. Фильм снял японский классик Акира Куросава, но сценарий ему помогал писать Юрий Нагибин, ведущей студией был «Мосфильм», а все роли сыграли советские актеры. Наконец, в 1981-м киноакадемиков покорила мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Читайте также
Прямой эфир