Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

«Казус Мартынова»

Историк Владимир Рудаков — о том, в чем опасность выходки парня, унизившего своего деда из-за политических разногласий
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Подросток, плюнувший, а затем и помочившийся на спину 90-летнему старику только из-за того, что тот был «за Путина», а сам малолетний подонок оказался убежденным сторонником Навального, имеет все шансы стать маркером того упущенного страной поколения, которое не просто формируется, а уже сформировалось на наших глазах. Ну хорошо — не всего поколения, но его вполне заметной и политически активной части.

Ни семья, ни школа, ни иные институты государства так и не смогли сформировать у этих (уже, к сожалению, выросших) детей тех представлений о добре и зле, которые считаются значимыми в обществе. Это касается в том числе и уважительного отношения к нашей истории, к нашей памяти о войне.

Проблема состоит еще и в том, что ценностный диссонанс демонстрируют вовсе не мигранты, еще не успевшие адаптироваться к новым культурным и поведенческим нормам, как часто бывает на Западе, где тоже сталкиваются с подобного рода конфликтами мировоззрений. Мартынов — это наш «писающий мальчик», и мочится он не только на деда, но и на наше общее прошлое. В этом смысле «казус Мартынова» не просто омерзителен, но и опасен. Ведь с таким поведением (пожарить сосиски на Вечном огне, выложить фотографии нацистских преступников на ресурсе «Бессмертного полка», вступить в оскорбительный диалог со стариком-ветераном в зале суда, глумливо и эпатажно похихикать над подвигом Зои Космодемьянской в радиоэфире и пр.) приходится сталкиваться всё чаще и чаще.

Не будем забывать: эпатаж свойственен молодости. Тем более в нашу эпоху повального самолюбования и самопрезентаций. Наличие смартфона и широкий выбор каналов коммуникации позволяет мгновенно «публичить» самые экстравагантные и оскорбительные выходки. Но дело не только в возрасте и эпохе. Дело еще в социальном запросе на подобного рода похабство, которое давно уже стало не просто элементом самовыражения отдельных недоумков, но и неотъемлемой частью определенного политического течения. С легкой руки Федора Достоевского их часто называют бесами…

Будет большая беда, если эти молодые люди вырастут и останутся такими же. Не перерастут, не изживут «мартыновых» в самих себе. В этом случае «синдром писающего на свое прошлое мальчика» имеет все шансы в следующем поколении пойти вширь, увлечь за собой новых Иванов, вернее, «мартыновых, не помнящих родства». Тем более что готовых помочь им извне — и материально, и «методически» — и сегодня, и завтра будет предостаточно.

Мне кажется, большая политическая и морально-нравственная ошибка — по-прежнему смотреть на всё это безучастно. И я даже не об уголовной ответственности, хотя и она предусмотрена законом. Я о воспитании, которое давно уже пущено на самотек — либо вообще исключено из нашей образовательной среды, либо так «талантливо» в нее включено, что лучше бы его не было там вовсе.

Есть ли выход? Способна ли школа в принципе взять на себя функцию передаточного механизма коллективной памяти о событиях, лежащих в основе национальной идентичности? Считаю, что в одиночку ей эту задачу не решить. Но выступить модератором разнообразных общественных и культурных инициатив, направленных на поддержание национальной памяти, думаю, не просто способна, но и обязана.

Это очень непростая задача. Ведь речь не идет о механическом добавлении «часов на войну» (коих, кстати, в школьной программе не просто мало, а катастрофически мало). Необходимо обозначить, какие именно образы (а не только знания!) должны быть сформированы у последующих поколений. Нужно понять, без чего мы — современные взрослые — не представляем себе то, что называется «памятью о Великой Отечественной войне». Только после этого — определение сил и средств, то есть способов и методик трансляции этих образов.

Разумеется, часть нагрузки могут взять на себя уроки истории, другую часть — великая литература о войне, которая весьма эпизодически представлена на сегодняшних уроках словесности. Но ставка — не только на уроки. Поисковые и волонтерские движения, патриотические клубы, учреждения дополнительного образования, кино, телевидение, музеи, выставки, военно-спортивные и даже компьютерные игры, возможности TikTok’а, наконец, — все эти и многие другие культурные, информационные и социальные инструменты должны быть включены в общий контур серьезной просветительской работы, скоординированной и направленной на формирование современной памяти о войне.

Этой работой нужно заниматься при помощи современных методик, привлекая к ней современных людей, способных говорить с сегодняшним поколением школьников на доступном им языке. И не время от времени, не в рамках подготовки к очередному юбилею, а на постоянной основе.

По большому счету, это должен быть еще один национальный проект, ведь такая работа — это и есть формирование гражданской нации, о которой мы так часто говорим. Давайте смотреть на проблему по-взрослому: иными способами изжить «синдром писающего на свое прошлое мальчика» нам вряд ли удастся.

Автор главный редактор журнала «Историк», учитель истории ГБОУ «Школа № 1505 «Преображенская»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир