Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Четырнадцать брендов, 130 рынков и годовой объем производства свыше 8 млн автомобилей. Альянсы Peugeot Citroen (PSA) и Fiat Chrysler (FCA) объединились в одну компанию — Stellantis. Как отразится слияние на российском рынке и какая модель имеет шансы стать популярной, разбирались «Известия».

Альянс с историей

Еще 10 лет назад глава FCA Серджио Маркионне намекал на возможное слияние двух альянсов. К тому времени FCA и PSA уже долгое время выпускали совместную линейку коммерческих автомобилей. По словам Маркионне, чтобы выжить, автопроизводитель должен был выпускать не менее 5 млн автомобилей. Кроме того, альянс позволял значительно сократить издержки на разработку новых моделей.

глава FCA Серджио Маркионне

Глава FCA Серджио Маркионне

Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Mistrulli/Fotogramma/Ropi

Присматриваясь друг к другу, стороны вели переговоры об объединении с другими крупными игроками — Renault, Mitsubishi, General Motors, Jaguar Land Rover. В марте 2019 года FCA отверг предложение французов, но уже через несколько месяцев альянсы возобновили переговоры и 31 октября объявили о подготовке к объединению. В июле 2020-го появилось название новой компании — Stellantis, что означает «освещенный звездами». На то, чтобы утрясти все формальности, ушло более года, и 16 января 2021 года слияние было завершено. Эпидемия коронавируса, как утверждают, на сроки не повлияла.

Интересно, что PSA уже заключала сделку с Chrysler: в 1978 году она приобрела подразделение Chrysler Europe за номинальную сумму в $1. Однако проект по выпуску автомобилей под маркой Talbot успешным не стал.

Кто будет главным в новой компании?

Теперь Stellantis соберет целое созвездие из 14 брендов: Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall. В этот список не вошла Ferrari, которая в 2016 году получила формальную независимость. Причем, компанию всё равно возглавляли люди из FCA — сначала Серджио Маркионне, а с недавних пор Джон Элканн. За скобками остались дочерние поставщики комплектующих Comau, Mopar, Teksid Faurecia и VM Motori. Кроме того, Stellantis владеет компаниями по аренде автомобилей Free2Move и Leasys.

авто
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Marco Alpozzi

Stellantis со штаб-квартирой в удобных с налоговой точки зрения Нидерландах станет четвертым по величине автопроизводителем в мире с совокупным объемом выпуска 8,1 млн машин. Заявлено, что обе компании участвуют в новом альянсе на равноправных условиях, однако издание Autonews.com, изучив документ о слиянии, выяснило, что PSA фактически приобретает FCA. На доминирующую роль французов указывает и тот факт, что во главе Stellantis встанет президент PSA Карлос Таварес, а Джон Элканн (FCA) займет пост председателя правления.

Специалист по убыточным компаниям

Эксперты считают Тавареса подходящей кандидатурой для того, чтобы сделать новую компанию успешной. В 2014 году он возглавил проблемный Peugeot Citroen и благодаря своему плану Back in the Race («Возвращение в гонку») смог вернуть альянс к прибыли уже на следующий год. В марте 2017 года под крыло PSA перешел Opel и его британский филиал Vauxhall. И уже в 2018 году концерн вышел в плюс, впервые за 19 лет.

Теперь Таваресу предстоит еще более сложная задача, тем более, что в наследство ему достались избыточные производственные мощности, пестрый модельный ряд и проблемный для PSA и FCA китайский рынок. Кроме того, итальянцы отстают по части электрификации. В 2019 году им даже пришлось подписать соглашение с Tesla об объединении выбросов CO2, чтобы избежать уплаты штрафов.

Экономия без сокращений

Между тем, Таварес заявил, что пока не собирается сокращать рабочие места и закрывать заводы. В ходе пресс-конференции он несколько раз повторил, что способность огромного альянса распределять затраты на создание новых автомобилей и благодаря объему производства получать комплектующие и материалы по выгодным ценам станет своеобразным щитом от социальных потрясений. Он ожидает, что синергия от альянса FCA и PSA достигнет €5 млрд.

график и купюры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Между тем, над одним из британских заводов Vauxhall уже нависла угроза после решения о запрете продажи в Великобритании новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 года. Таварес признался, что решение о том, будет ли Stellantis инвестировать в производство нового автомобиля на предприятии в Порт-Элсмир, будет принято в течение нескольких недель. И во многом оно зависит от готовности правительства Великобритании защитить местную автомобильную промышленность.

Марок больше, платформ меньше

Stellantis планирует сохранить и развивать все 14 брендов, что также является непростой задачей, учитывая плачевное положение Lancia и Fiat, у которых осталось по одной модели. Карлос Таварес планирует опираться на опыт Opel и привел в качестве примера новую Corsa и Peugeot 208, автомобилей внешне разных, но технически унифицированных. По данным Autonews.com, на французскую платформу CMP переедут компактные модели Fiat, Lancia, Alfa Romeo и Jeep. Общее количество платформ планируется сократить. Между тем, предыдущий опыт по бейдж-инжинирингу, когда под маркой Lancia продавали Chrysler 300C, ничем хорошим не кончился. «Платформа стоит дорого, и, чтобы отбить затраты, на каждой нужно выпускать очень много автомобилей — миллион, два, три», — рассказал главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Stellantis также планирует увеличить линейку электромобилей. К 29 электрифицированным моделям к концу года добавятся еще 10. В 2025-м у каждой глобальной новинки будет «зеленая» версия.

Кроссовер для России, недорого

Российский рынок Карлос Таварес не упомянул, стратегия действий на нем, по-видимому, будет объявлена позже. Между тем, Россия потребует новых подходов. В 2020 году PSA продала здесь 8354 автомобиля, продемонстрировав рост на 4,5% в сравнении с 2019-м. Продажи FCA снизились на 9,5%, до 2894 автомобилей. Итого 11 248 машин и менее процента доли российского рынка на шесть брендов.

джип
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Ron Adar

У большинства марок лучше всего продаются коммерческие модели, у Peugeot — минивэн Traveller, у Opel — соплатформенная Zafira Life, у Fiat — фургон Ducato. Самым популярным Citroen неожиданно стал компактвэн Spacetourer, а самый популярный Jeep — по-прежнему Grand Cherokee. Легковой Fiat представлен номинально, только ретрохэтчбеком 500, как и Chrysler — единственный минивэн Pacifica расходится тиражом в несколько десятков экземпляров.

Пока скромны результаты у вернувшегося Opel — 581 машина, но рост среди представленных на российском рынке марок рекордный — плюс 4369%.

Максим Кадаков считает, что российский модельный ряд может быть сокращен: нет смысла продавать одинаковые машины под разными брендами, неся затраты на обучение персонала и развитие дилерских сетей. Автоэксперт Игорь Моржаретто в свою очередь предположил, что для России после объединения FCA и PSA вряд ли что-то изменится. «Мне кажется, они давно уже приняли решение не уходить и развивать направление коммерческих автомобилей. Кстати, так же поступил Ford и не прогадал», — отметил Моржаретто. По его словам, на российском рынке альянсу не помешал бы некий бюджетный кроссовер и желательно с возможностью заказать к такой машине полный привод.

фара
Фото: Global Look Press/Malte Ossowski/SVEN SIMON

Проблемы альянса в России — неактуальный модельный ряд, дорогие и импортные модели, считает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев, ранее работавший в структуре Fiat. «Российский завод можно загрузить определенными моделями не с европейского рынка, которые ввиду доступности могут быть востребованы в России. Это касается и коммерческого сегмента. На основании предыдущего опыта можно перезапустить премиальные марки DS и Alfa Romeo. Можно забрать к себе Maserati, если договориться с группой «Авилон». Главное слышать рынок и делать правильные ставки», — уверен Бургазлиев.

Читайте также
Прямой эфир