Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Латвийский министр сообщений Талис Линкайтс заявил в начале января, что Рига не желает отказываться от белорусского грузопотока из-за политической ситуации в соседней стране. По его словам, Рига «заинтересована в том, чтобы товары из Белоруссии в направлении Северной Европы шли через Латвию». Однако непонятно, как Рига хочет сохранить белорусский транзит, если оказалась в обозе литовско-польского «крестового похода» против Александра Лукашенко. Да и литовцы, судя по всему, вовсе не спешат отказываться от бонусов, связанных с транзитом товаров из Белоруссии. Политико-экономическую шараду разгадывали «Известия».

Такой лакомый транзит

Сейчас транзитная отрасль Латвии переживает самые тяжелые времена за все годы независимости. Особенно сильно страдает российское направление — в связи с чем латвийское минсообщения обратилось в ноябре 2020 года к властям РФ с просьбой оставить порту Риги хоть какой-то «кусочек» из перевозимых через него грузов. Однако вслед за этим последовали репрессии в отношении латвийских журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ, — что в Москве расценили как демонстративную пощечину. Судя по всему, Россия продолжит сокращать свой транзит, идущий через Латвию.

В этом отношении латыши тешат себя надеждами на белорусский транзит. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин отмечает, что половину товаропотока из Республики Беларусь, что прошел через порты Балтии в 2019 году, составили калийные удобрения, а другую — продукция машиностроения, сельского хозяйства, пищевой промышленности. «В 2019 году порт Клайпеды обслужил 14,1 млн т белорусских грузов — это 30,5% от всех погрузок порта. Клайпедский терминал насыпных грузов перегрузил 9,8 млн т удобрений «Беларуськалия». Более $10 млрд — это совокупный стоимостный товарооборот (импорт/экспорт) через эти порты», — поясняет эксперт.

Клайпедский порт

Клайпедский порт

Фото: РИА Новости/Андрей Александров

В свою очередь, политолог и экономист Александр Носович рассказал «Известиям», что белорусские грузы составляют более трети грузооборота порта Клайпеды. «Их одномоментная потеря в условиях экономического кризиса, который переживает Литва вместе с остальным миром, угрожает банкротством предприятия. Деятельность этого порта формирует 6–7% ВВП Литвы и прямо или косвенно обеспечивает 58 тыс. рабочих мест. Всё население Клайпеды — 150 тыс. человек. То есть порт обеспечивает работой каждого третьего. Это градообразующее предприятие», — констатировал Носович.

Но минувшим летом после президентских выборов в Белоруссии именно Литва наиболее решительно поддержала идею санкционного давления на Минск. Именно в Вильнюс устремилась главная соперница Александра Лукашенко на выборах Светлана Тихановская, оттуда теперь делает свои громкие политические заявления. 28 августа Лукашенко в ответ обвинил соседей в том, что «они зажрались и забыли, что такое Белоруссия», и пообещал, что Минск откажется от использования портов Литвы при экспорте своей продукции. Постепенно дошло и до практических шагов в этом направлении.

Но совсем по-другому в первые дни после начала белорусского кризиса повела себя Латвия. Рига, конечно, тоже присоединилась к протестам против действий белорусских властей — но делала это «без огонька», словно бы по принуждению. Отметим, что в 2020 году, еще до выборов, латвийские власти планировали принять Лукашенко в Риге. Изначально этот визит планировался на начало апреля, но его пришлось отложить из-за пандемии COVID-19 — как предполагали, на сентябрь. Другими словами, Рига изначально поставила на победу Лукашенко и готовилась вести дела именно с ним. Непосредственно перед выборами в Риге побывал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, он провел встречи с представителями руководства Латвии. Встречаясь с ними, гость всячески подчеркивал, что Белоруссия крайне заинтересована в развитии сотрудничества с Евросоюзом в целом и с Латвией конкретно — особенно в транспортной сфере, логистике, транзите, сельском хозяйстве и отрасли высоких технологий.

Поступили недальновидно

Уже после того как в Белоруссии начались выступления оппозиции, латвийский министр иностранных дел Эдгар Ринкевич хоть и призвал воздержаться от насилия, но в то же время отрицательно высказался относительно немедленного введения санкций против Минска. «Ситуация сложная, и нужно поддерживать диалог как с правительством, так и с оппозицией. Санкции могут быть применены, если ситуация ухудшится», — сказал Ринкевич, добавив, что «сейчас еще есть место для дипломатии и политического диалога». Он объяснил и логику своей мысли: введение санкций ЕС против Белоруссии будет означать, что это государство полностью подпадет под влияние России. А такой исход событий, дескать, отнимет у Белоруссии шанс стать по-настоящему суверенным государством, оттолкнет ее от Евросоюза и помешает внедрению в дальнейшем европейских ценностей.

Участники акции протеста в Минске
Фото: РИА Новости/Виктор Толочко

Лишь спустя несколько дней Ринкевич, а вместе с ним и другие представители латвийского правительства заговорили, что санкции против Белоруссии вводить всё же надо. Сопредседатель партии «Русский союз Латвии», депутат самоуправления Риги Мирослав Митрофанов в разговоре с «Известиями» подтвердил, что такая задержка отнюдь не случайна. По его словам, на «проблемы демократии в Беларуси» латышские политики всегда смотрели сквозь пальцы и начали критиковать Лукашенко только тогда, когда уже было невозможно не примкнуть к общему западному хору — иначе косо начали бы посматривать и на саму Латвию. «К тому же Латвия сохраняет заинтересованность в белорусских грузах для своих портов и для железной дороги. Обе страны великолепно дополняли друг друга в экономике, чего нельзя сказать о Латвии и Литве, которые из-за схожести экономических профилей являются естественными конкурентами», — говорит Митрофанов.

Похожую точку зрения высказал латвийский политолог, председатель политического совета Партии Центра Нормунд Гростиньш. «Министерство иностранных дел Латвии действительно проявило некоторую сдержанность, за что и получило в свой адрес публичную критику. Возможно, некоторый прагматизм МИДа объясним мотивами политического выживания правящих партий Латвии. Правда, потом МИД «исправился» и, как обычно, вместе с Польшей «побежал впереди паровоза». Такое уже было, например, в 2003-м, когда Латвия ратовала за вторжение западной коалиции в Ирак — и тогда президент Франции Жак Ширак сказал, что Рига «упустила хорошую возможность помолчать», — напоминает Гростиньш. Сам он считает, что Латвии в этой ситуации нужно было стараться сохранять выдержку и дальше. Ведь в Риге строили большие планы по привлечению в страну белорусского транзита, что могло бы очень помочь экономике страны, терпящей сейчас большой урон из-за пандемии COVID-19. Тот же Лукашенко, объявив транспортные санкции против Литвы, мог бы перебросить белорусские грузы в Латвию — и вместо Клайпеды они пошли бы через Ригу и Вентспилс.

В настоящее время «Латвийская железная дорога» в силу обрушившихся на нее убытков распродает локомотивы, вагоны и вынуждена свернуть проект своей электрификации, на который уже выделили крупную дотацию из Фонда сплочения ЕС. «Нейтральная позиция Латвии создала бы в будущем некоторое конкурентное преимущество в привлечении белорусского транзита. Сейчас Латвия этой возможности лишилась. К тому же дестабилизация соседней страны создает для Латвии ряд экономических и политических рисков. Притом всё это происходит в условиях нарастающего мирового экономического кризиса, который создает нарастающее внутриполитическое напряжение в самой Латвии», — сетует Гростиньш.

Рижский порт
Фото: Depositphotos

Политолог Алексей Ильяшевич еще в сентябре 2020-го говорил, что если дело действительно дойдет до переориентации белорусского транзита, то именно Рига, Вентспилс и Лиепая — первые претенденты на замену Клайпеды. «С точки зрения логистики они имеют объективные преимущества перед портом Усть-Луга в Ленинградской области. Переговоры о переориентации белорусского нефтетранзита на порты Северо-Запада России ведутся не первый год, но результатов пока нет. Латвийскому руководству это должно давать еще один повод для оптимизма. Пазл складывается идеально: Лукашенко хочет забрать у Литвы транзитные потоки, которые позарез нужны соседней прибалтийской республике. Как в этой ситуации должна вести себя официальная Рига? Ей нужно просто молчать. Не присоединяться к общему хору критиков белорусского режима и по закрытым каналам связи намекнуть Батьке, что Рижский, Вентспилсский и Лиепайский порты открыты к сотрудничеству. Вместо этого правительство Латвии выступает на «подтанцовке» у польско-литовского тандема, который утвердился в роли главной ударной силы против Лукашенко», — констатирует Ильяшевич.

...и примкнувшая к ним Латвия

Так или иначе 31 августа все три страны Балтии ввели совместные санкции против властей Белоруссии. Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич по такому случаю пояснил, что визит белорусского президента в Ригу отменен. А его литовский коллега Линас Линкявичюс пообещал, что это лишь первый шаг и вскоре санкционный список будет расширен — и его действительно начали усердно расширять.

Со стороны Минска последовали ответные шаги —дочернее предприятие «Белорусской нефтяной компании» BNK (UK) Limited в конце прошлого года приостановило экспорт нефтепродуктов через Клайпеду по новым контрактам на неопределенный срок. Гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас не исключает, что нефтепродукты предприятия вообще не вернутся. А Москва и Минск предпринимают действия о переориентации белорусского транзита с прибалтийских портов на российскую инфраструктуру.

В начале ноября 2020-го лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская посетила Латвию с визитом. Она провела встречи с президентом Эгилом Левитсом, премьер-министром Кришьянисом Кариньшем и министром иностранных дел Эдгаром Ринкевичем. Тихановская обсуждала с латвийскими политиками возможность расширения экономических санкций против президента Белоруссии Александра Лукашенко и его окружения. При этом гостья призвала руководство Латвии пересмотреть контракты о закупках нефтепродуктов, металлопродукции, продуктов лесной и деревообрабатывающей промышленности и алкоголя из Белоруссии, а Национальный банк Латвии — остановить сотрудничество с Беларусьбанком и Белагропромбанком и ввести экономические санкции против белорусских госпредприятий. Также она предложила латышам поддержать усилия по лишению Белоруссии чемпионата по хоккею, намеченного на 2021 год. Со своей стороны Эгил Левитс в ходе беседы с Тихановской поддержал идею расширения санкционного списка на уровне ЕС.

железная дорога
Фото: Depositphotos

Другое дело, что хитрый «многовекторный Батька» Лукашенко пытается оставить себе хоть какие-то «лазейки» в отношениях с соседними странами НАТО и ЕС. Поэтому президент Белоруссии даже сейчас, после всего, продолжает заигрывать с Латвией. Например, 18 ноября 2020 года он поздравил официальную Ригу со 102-й годовщиной провозглашения Латвийской Республики.

При этом белорусский лидер подчеркнул, что белорусов и латышей «издревле объединяли братские, добрососедские отношения, позитивный опыт мирного сосуществования многих поколений». Александр Лукашенко призвал: «Не позволим это испортить и разрушить! Только вместе, в согласии и мире, мы сумеем преодолеть все трудности и невзгоды». По словам Лукашенко, независимость и суверенитет являются неотъемлемыми условиями становления национального сознания и истинным фундаментом каждого государства. «Сбережение этих наиважнейших ценностей означает сохранение веры в будущее для своего народа», — отметил президент Белоруссии.

Тем не менее вряд ли латыши получат тот транзит, что Белоруссия уводит сейчас из Литвы. Небольшой объем транзита через Латвию будет сохраняться — ровно до того, пока соседи не принудят Ригу принять участие в новой, какой-либо особенно громкой антибелорусской акции. Вот тогда-то Лукашенко способен окончательно прикрыть и латвийское транзитное направление. Пока что примерно пятая часть грузов, перевозимых «Латвийской железной дорогой», — из Белоруссии.

Читайте также
Прямой эфир