Освоение мер: исполнение бюджета может стать самым низким за 13 лет
За две недели до Нового года — по состоянию на 16 декабря — уровень исполнения расходов федерального бюджета составил 84%, или 19,9 трлн рублей из почти 24 запланированных. Это следует из данных росписи казны, опубликованных на портале Минфина «Электронный бюджет». За 14 дней освоить 4 трлн — фактически нереально, уверены опрошенные «Известиями» эксперты. По их мнению, показатель исполнения затрат может быть даже ниже прошлогоднего, когда был зафиксирован антирекорд за 12 лет. Впрочем, у столь невысокого освоения есть веские причины: в середине года правительство запланировало резкий рост расходов прежде всего на борьбу с коронакризисом, отметили эксперты. Влить в экономику меньше чем за год такие суммы было довольно сложно, особенно с учетом ее постепенного восстановления.
Медленно осваивается
Формально поправки в бюджет 2020 года вносились в последний раз в марте — еще до пандемии. Тогда уровень расходов был увеличен до 19,7 трлн рублей. Затем Минфин анонсировал увеличение затрат до более 23 трлн. На данный момент, согласно порталу ведомства «Электронный бюджет», плановый объем расходов составляет 23,8 трлн рублей. Эта сумма соответствует утвержденной бюджетной росписи по распорядителям казенных средств.
На 16 декабря из федерального бюджета было потрачено 19,9 трлн рублей — около 84% от 23,8 трлн. «Известия» проанализировали данные по исполнению расходов казны в разрезе нацпроектов и отдельных министерств.
Всего на систему нацпроектов в этом году предусмотрено 2,2 трлн рублей из федерального бюджета. Из них освоено 1,8 трлн, или 84%. Самые высокие показатели у «Демографии», «Науки», «Жилья и городской среды». На них потрачено 664, 38 и 154 млрд из предусмотренных 705, 41 и 170 млрд рублей. Уровень исполнения на 16 декабря, таким образом, составил 94, 93 и 91% соответственно.
Меньше всего средств относительно плана освоено по нацпроектам «Цифровая экономика» и «Образование», а также по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — 59, 72 и 73%, или 55, 97 и 280 млрд рублей из предусмотренных 94, 134 и 384 млрд.
Среди госведомств самые высокие показатели освоения денег из казны у Минобрнауки, Минобороны и МИДа. Они израсходовали 0,5, 1,8 и 0,1 млрд рублей, или 96, 93 и 92% от своего годового бюджета.
Хуже всех с освоением выделенных средств обстоит ситуация у Минтранса, Минцифры и Минэка. Они потратили 127, 41 и 216 млрд рублей, что соответствует 63, 69 и 71% исполнения.
«Известия» обратились в Минфин с просьбой оценить, какой уровень освоения расходов ожидается по итогам года, а также уточнить, почему он может быть меньше 100%. Также запросы были направлены в министерства. В Минэке сообщили, что кассовое исполнение расходов по итогам года прогнозируется на уровне 95%. Оно будет неполным по ряду причин: из-за отмены мероприятий в связи с ограничениями и благодаря экономии на госконтрактах. В 2019 году исполнение бюджета по Минпромторгу составило 97%, в 2020-м ожидается исполнение не ниже этого уровня, сообщили в ведомстве.
Минстрой прогнозирует более высокие показатели исполнения бюджета по сравнению с 2019 годом, в первую очередь по приоритетным направлениям в области нацпроектов и социальной поддержки. Основными причинами, негативно повлиявшими на темпы исполнения бюджета, являются ограничительные меры, вводившиеся во всех регионах РФ в связи коронавирусом, добавили там.
За весь 2019-й уровень освоения расходов федеральной казны составил 94,2%. Не истрачено было более 1,1 трлн рублей. Счетная палата в своем заключении на итоги реализации бюджета за прошлый год назвала этот показатель антирекордом последних 12 лет.
На низком уровне (менее 90%) были исполнены расходы по нацпроектам «Экология», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», а также по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Как говорил глава СП Алексей Кудрин, это крайне негативный показатель. Деньги не доходят до экономики, что существенно ее тормозит, пояснял он.
Более того, столь низкий уровень исполнения источники «Известий» в начале года называли одной из главных формальных причин для отставки предыдущего состава кабмина. А Алексей Кудрин тогда высказывал точку зрения, что новое правительство призвано как раз ускорить доведение бюджетных средств до экономики и разогнать нацпроекты. Однако всё это было до старта пандемии и коронакризиса.
Близкий к кабмину источник подтвердил, что в этом году у правительства действительно ожидаются существенные сложности с освоением бюджетных средств. Сейчас, по его словам, готовятся точечные решения, которые позволят подтянуть показатель до конца года, например, авансовые выплаты за 2021-й. Так или иначе, все неиспользованные ресурсы будут перенесены в расходы будущего года.
Не осуди
Исходя из сложившейся динамики, ритмичность освоения не позволит превысить прошлогодние метрики, уверен эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
Причина кроется в том же коронакризисе — уровень деловой активности снижается, силы брошены на гуманитарную поддержку, а уровень освоения средств в рамках нацпроектов остается недостаточным.
Бюджет, по сути, — тактический бизнес-план, в том числе и по стратегическим программам, а кризис закономерно внес коррективы, удлинив сроки поэтапного введения в эксплуатацию инвестпроектов, но здесь необходимо учесть и объективные ограничения текущего сложного момента, резюмировал Михаил Зельцер.
В середине года Минфин анонсировал резкое увеличение расходов бюджета, в частности антикризисный пакет размером в 4 трлн рублей, напомнил руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. С тех пор ситуация в экономике несколько выправилась, были улучшены прогнозы по спаду ВВП, хотя негативный фон сохраняется, отметил он. Освоить несколько триллионов рублей до конца года — фактически нереально, уверен он. Даже если предположить ощутимый рост исполнения в связи с традиционными расчетами по госконтрактам в конце года.
Тем не менее резко критиковать работу правительства в этом году не стоит. У кабмина есть причина, и она довольно весомая: долгое время экономика была закрыта, привычные инвестиционные ритмы сбились, в том числе из-за того, что пришлось перераспределять расходы на экстренные нужды.