Лед не тронулся: «Серебряные коньки» стартовали слабо


Один из самых многообещающих отечественных блокбастеров года, зрелищная новогодняя мелодрама «Серебряные коньки» в свой первый уикенд не справилась с задачей, которую на нее возлагал рынок, — не вернула зрителей в кинотеатры. Их в эти выходные пришло в кино примерно столько же, сколько в прошлые. Впрочем, индустрия справедливо рассчитывает на положительный «сарафан», который поможет картине продержаться в топе даже до конца новогодних праздников.
Айсберг зрительского внимания
Главное, что стоит знать о «Серебряных коньках» до просмотра, — этот фильм нравится практически всем, от обычной кинотеатральной аудитории до критиков-эстетов. Сеть переполнена восторженными отзывами и положительными рецензиями, многие рекомендуют эту картину близким и друзьям, ее вполне можно считать фильмом-событием.
Вместе с тем сами результаты уикенда не совсем оптимистичны. Конечно, «Коньки» возглавили российскую кассу, собрав 88 млн рублей. В этом никто не сомневался, да иначе и быть не могло: 48% всех сеансов в стране было отдано именно детищу кинокомпании Никиты Михалкова «ТРИТЭ», которое почти целый год ждало встречи со зрителем. Но ровно месяц назад куда более скромный релиз, комедия «Непосредственно Каха», собрал в свой первый уикенд 223 млн рублей, почти в три раза больше, чем сейчас «Коньки». Более того, даже в этот, пятый уикенд у «Кахи», занявшего второе место в топе с 16 млн рублей, средняя посещаемость и наработка на копию выше, чем у «Коньков»: 13 человек против 11 и 3823 рубля против 3163. Получается, при несопоставимых масштабах комедия по веб-сериалу все равно более востребована.
— Наработку в этом случае сравнивать не очень корректно, хотя она отличается незначительно, — возражает президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова. — Лучше обратить внимание на количество зрителей. У «Серебряных коньков» их почти в 6 раз больше. Это красноречивый показатель, говорящий об успехе новинки. Уверена, она продолжит собирать кассу всю «новогоднюю битву», потому что это красивейший сказочный фильм-событие. «Сарафан» уже приводит на него даже тех, кто давно не был в кино.
Зрителей у «Коньков» и правда много — более 300 тыс. Но даже если не брать пример «Кахи», отметим, что «Ведьмы» в свой первый уикенд собрали 117 млн рублей и 445 тыс. зрителей на меньшем количестве сеансов. А спортивная мелодрама «Стрельцов» в сентябре стартовала со 112 млн рублей и 404 тыс. проданных билетов. На их фоне становится ясно: к релизу «Коньков» аудитория оказалась не готова, поэтому и чуда не случилось, по крайней мере пока. Известны случаи, когда за счет мощного «сарафана» фильмы со временем даже наращивают посещаемость, вопрос в том, успеют ли «Коньки» это сделать. Потому что если наработка на сеанс не увеличится, то через две недели, когда начнут выходить большие новогодние блокбастеры, для «Коньков» в кинозалах почти не останется места. А затраты на фильм, включая промо, явно куда больше, чем заявленный в Фонд кино бюджет 500 млн рублей, даже при учете того, что 330 млн из них отдавать не нужно: они безвозвратные.
Неадекватно мало
У релизов, занявших третью-пятую строчки кассового топа, суммарно было в два раза меньше сеансов, чем у «Коньков», но среди них только один смог привлечь относительно большую аудиторию — датский семейный мультик «Творцы снов». Он заработал чуть больше 15 млн рублей, приблизившись по кассе к «Кахе». Вообще, статистика последних месяцев говорит о том, что семейный анимационный контент в пандемию продолжает оставаться востребованным, а в отсутствие больших голливудских блокбастеров практически любой полнометражный мультфильм оказывается в лидерах. В другое время его, скорее всего, практически не заметили бы между американскими хитами, а тут у европейской ленты третье место по кассе за уикенд.
— Сейчас отличное время для семейного контента, чтобы проявить свой потенциал, — отметила Зинякова. — Конкуренции становится меньше, и камерные локальные фильмы и анимация выходят к широкой аудитории. А в предновогодний период наличие семейных картин особенно важно. На следующей неделе, например, зрители наверняка высоко оценят «Барбоскиных на даче».
А вот если кому серьезно и помешало соседство с «Коньками», так это «Неадекватным людям-2», которые позиционировались как продолжение нашумевшей лав-стори 2010 года. Фильм получил высокую оценку критиков на только что закончившемся фестивале «Окно в Европу», но в прокате полностью провалился, собрав всего 8,3 млн рублей. Явка на сеанс была очень низкой — пять человек. Вероятно, обширная фан-база первого фильма просто ждет выхода картины онлайн, а может, услышала, что сюжет тут куда сложнее и глубже, чем у ожидавшегося ромкома.
На пятом месте хоррор «Диббук» с 6,9 млн рублей. Он лишь незначительно опередил комедию с Мелиссой Маккарти «Искусственный интеллект» (6 место, 6,8 млн рублей).
В этот уикенд вызов «Конькам» бросят комедии «Обратная связь» и «Реальные пацаны против зомби», а вот судьба следующего блокбастера «ТРИТЭ» «Огонь», который выйдет 26 декабря, на фоне результатов «Коньков» вызывает тревогу. Похоже, массовому зрителю сейчас приятнее смеяться, чем пугаться или плакать.