РЭЦ продолжает наращивать объёмы поддержанного экспорта
Распространение коронавирусной инфекции, ограничительные меры, усложнение транспортировки продукции, отмена выставочных мероприятий — всё это значительно усложнило внешнеэкономическую деятельность отечественных компаний. В таких условиях Российский экспортный центр должен был стать опорой для экспортёров, нуждающихся в поддержке, и при приближении к концу 2020 года с уверенностью можно говорить о высоких достигнутых показателях поддержки отечественного экспорта в непростых условиях, отметил вице-президент АО «РЭЦ» Сергей Вологодский.
По итогам 11 месяцев 2020-го объём поддержанного Российским экспортным центром экспорта по государственным программам достиг $6,2 млрд. Наибольший вклад в эту цифру внесли программа поддержки транспортировки продукции промышленности и агропромышленного комплекса ($5,3 млрд), проекты в рамках корпоративных программ повышения конкурентоспособности ($0,4 млрд) и программа поддержки сертификации продукции АПК на внешних рынках ($0,48 млрд).
Количество компаний, получивших государственную поддержку, по состоянию на 1 декабря достигло 1134. В частности, наибольшим спросом в течение последних 11 месяцев пользовалась поддержка по транспортировке продукции АПК (она была оказана 285 экспортёрам), а также по участию в выставках и онлайн-бизнес-миссиях (469 компаний). При этом, несмотря на отмену выставок со второго квартала 2020-го, экспортёры продолжают направлять в РЭЦ информацию об успешно заключённых экспортных контрактах по итогам мероприятий, прошедших в 2019 году и первом квартале нынешнего года. В результате на 1 декабря объём экспорта накопленным итогом достиг $595 млн, при этом количество контрактов составило почти 2 тыс.
— В качестве ответа на ограничения, связанные с трансграничными поездками и запретом на проведение выставочных мероприятий, РЭЦ запустил новый продукт — бизнес-миссии онлайн. Суммарно до конца года будет проведено 28 таких мероприятий с участием 600 экспортёров из 20 отраслей, для которых организовано свыше 3300 целевых встреч с 900 потенциальными иностранными покупателями из более чем 40 стран, — отметил вице-президент АО «РЭЦ» Сергей Вологодский.
Поддержка продолжает активно оказываться и по другим направлениям: по транспортировке промышленной продукции она была оказана 161 экспортёру, по сертификации продукции АПК — 17 компаниям. 104 компании подписали соглашения о размещении продукции в дегустационных павильонах РЭЦ для презентации своей продукции за рубежом. Напомним, что павильоны АПК представлены в Шанхае, Хошимине и Дубае.
— Мы наблюдаем положительную динамику практически по всем направлениям деятельности Российского экспортного центра за 11 месяцев текущего года. Это особенно примечательно, учитывая те непростые условия, в которых мы находимся из-за распространения COVID-19 и ограничений на внешних рынках. Можно с уверенностью заявить, что по итогам этого года мы окажем поддержку более чем 1400 экспортёрам в рамках реализации программ государственной поддержки. Своевременная их донастройка, а также запуск ряда новых программ во втором и третьем кварталах дали ожидаемый положительный эффект. Объём поддержанного экспорта уже сейчас приблизился к показателям 2019-го, когда мы поддержали экспортные поставки на сумму $6,5 млрд и ожидаем, что в текущем году этот показатель достигнет $7,4 млрд, — подчеркнул Сергей Вологодский.
В 2020 году стартовали четыре новые программы поддержки:
• поддержка зарубежной регистрации товарных знаков и патентов (поддержано 23 компании, в работе 67 заявок);
• поддержка сертификации и омологации промышленной продукции (поддержано 33 компании);
• поддержка сертификации продукции АПК (поддержано 17 компаний, в работе 40 заявок);
• поддержка адаптации и сертификации продукции кинематографии и ИТ (поддержано 10 компаний, в работе три заявки).
— В части поддержки адаптации и сертификации продукции кинематографии и ИТ интересной особенностью стало большое количество мультипликаторов, подавших заявки на данную меру поддержки. Такие мультфильмы, как «Звёздный патруль», «Щелкунчик и волшебная флейта», «Бука», «Барбоскины на даче», «Снежная королева» и «Руслан и Людмила» при помощи РЭЦ смогут выйти на рынки США, Канады, Латинской Америки, Европы и Юго-Восточной Азии, — поделился Сергей Вологодский.
Возобновлённая в этом году после перерыва в 2019-м программа поддержки зарубежной регистрации товарных знаков и патентов была позитивно воспринята рынком. Среди поддержанных компаний можно выделить ООО «Объединение “Союзпищепром”», которое благодаря поддержке РЭЦ смогло компенсировать затраты на регистрацию товарных знаков «Корона Востока», «Элва», «Затейница», «Здоровое меню», «Царь», Dr. Naturi и Imperial cuisine в странах СНГ, Израиле и Китае. Особенно важно отметить регистрацию товарного знака в КНР, так как указанная регистрация позволяет компании избежать мошенничества при поставках своей продукции агропромышленного комплекса и выйти на электронные торговые площадки КНР.
Развитие электронной торговли было также одной из основных задач РЭЦ в текущем году. Российский экспортный центр совместно с партнёрами и центрами поддержки экспорта в регионах в 2020-м обеспечил выход на международные маркетплейсы более 1700 компаний МСП. А открытый РЭЦ в ноябре 2019 года на китайском маркетплейсе Tmall.com национальный магазин, ориентированный на розничные B2С-продажи, позволил в 2020-м 86 компаниям разместить более 270 видов товаров. При этом объём продаж в магазине составил более 245 млн рублей при общем количестве продаж более 600 тыс.
РЭЦ продолжает вести активную работу и по развитию демонстрационных павильонов в иностранных государствах, где могут разместить свою продукцию отечественные производители. В текущем году объём экспортных контрактов, заключённых с посетителями павильонов, составил почти 0,5 млрд рублей. Среди разместивших свою продукцию в павильоне ОАЭ можно отметить компанию из Владикавказа ООО «Агрофирма ФАТ», которая при поддержке оператора павильона успешно прошла сертификацию своей продукции (вода минеральная) и заключила экспортный контракт на поставку бутилированной воды. Также можно выделить компанию ООО «Нижневартовский рыбоконсервный комбинат “Санта-Мария”», разместившую в августе свою продукцию (консервы) в павильоне в Китае и уже заключившую экспортный контракт на поставку в сеть китайских супермаркетов. При этом в 2020-м крупные игроки отрасли также воспользовались этой услугой — компании «Мираторг» (разместила свою продукцию в павильонах в ОАЭ и Вьетнаме) и «Макфа» (павильоны во Вьетнаме и Китае).
Также в 2020 году Российским экспортным центром была активизирована работа по программе КППК. По итогам 11 месяцев заключено 32 соглашения о финансировании, в рамках которых компаниями для реализации проектов привлечено более 119 млрд рублей (объём экспорта до 2024-го по текущим соглашениям составит 262 млрд рублей). При этом РЭЦ налажено взаимодействие как с экспортёрами, участвующими и планирующими принять участие в программе, так и с ведущими банками как непосредственными участниками механизма поддержки. Результатом такой работы стал значительный рост заинтересованности в программе — количество поступивших в РЭЦ заявок от банков увеличилось за год в пять раз (176 заявок в 2020 году, 34 заявки в 2019-м). В настоящий момент 118 заявок от банков находится на рассмотрении в РЭЦ и Минпромторге.
Одним из важнейших событий прошедших 11 месяцев, безусловно, стал запуск 26 ноября информационной системы «Одно окно», в которой с 2021 года предоставление поддержки по самым востребованным государственным программам РЭЦ — поддержка транспортировки и участия в выставочно-ярмарочной деятельности и бизнес-миссиях — будет осуществляться в электронном виде с полным уходом от бумажного документооборота и получением всех необходимых сведений от ФОИВ по СМЭВ.
— В следующем году РЭЦ, безусловно, продолжит донастройку существующих инструментов поддержки. Так, в новом году планируется запуск компенсационной модели поддержки участия экспортёров в выставочной деятельности. Они смогут самостоятельно организовывать индивидуальные стенды на выбранных ими выставках и получать компенсацию стоимости аренды площади и оплаты регистрационного сбора, — поделился планами на 2021-й Сергей Вологодский. — Кроме того, как показала ситуация с коронавирусом, всё больший акцент будет делаться на цифровом взаимодействии продавцов и покупателей. В следующем году мы будем увеличивать количество резидентов Национального магазина российских пищевых товаров на китайском маркетплейсе Tmall.com, который РЭЦ открыл год назад, а также создавать новые возможности на других площадках, включая китайское суперприложение WeChat.