
Финишная кривая: с чем Британия и ЕС подошли к окончанию Brexit

Брюссель и Лондон вышли на финишную прямую переговоров по соглашению о будущем их отношений после выхода Британии из ЕС. У сторон остается меньше месяца на то, чтобы сделку одобрили их парламенты, однако до сих пор остаются нерешенными три фундаментальных вопроса. Встреча Бориса Джонсона и Урсулы фон дер Ляйен 9 декабря — последний шанс согласовать общий документ, сказал источник «Известий» в Вестминстере. При этом он допустил, что в оставшиеся дни месяца стороны будут обговаривать отдельные элементы сделки.
В режиме цейтнота
9 декабря в Брюсселе состоялась встреча премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и главы Еврокомиссии (ЕК) Урсулы фон дер Ляйен. На момент публикации статьи ее исход известен не был. Однако накануне британские СМИ писали, что от него зависит судьба соглашения об отношениях Британии и ЕС, после того как 1 января 2021 года Brexit окончательно состоится.
— Это определенно последняя возможность достичь всеобъемлющей сделки, чтобы британский и Европейский парламенты ратифицировали ее до конца года, — сказал «Известиям» источник в Вестминстере. — Однако остается вполне реальная перспектива того, что в оставшееся время стороны будут обговаривать отдельные элементы грядущего соглашения.
В Евросоюзе также допускают, что одной этой встречей переговоры могут и не закончиться. Как сказали «Известиям» в Евросовете, официального дедлайна Брюссель и Лондон не обозначали.
— Переходный период заканчивается 31 декабря 2020 года. Обе стороны выразили желание продолжать переговоры, используя все возможности, — отметили в организации. — Однако цейтнот действительно возрастает.
Важную роль в этих контактах играет ирландский вопрос. Еще в сентябре британское правительство опубликовало законопроект о внутреннем рынке, который будет регулировать торговые отношения между административными частями королевства. Согласно его изначальной версии, после 2020 года Англия, Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия смогут устанавливать свои требования к продукции и торговать без оглядки на правила ЕС. Британия, в частности, дает себе право менять условия экспорта в Северную Ирландию и правила госпомощи ее компаниям.
В тексте прямо говорится, что некоторые его пункты не соответствуют международному праву. Правительство также признало, что документ противоречит основной сделке, которую Лондон и Брюссель с таким трудом заключили в прошлом году. В Евросоюзе же этот билль закономерно вызвал негодование.
В начале ноября проект рассмотрел британский парламент. Тогда верхняя палата — палата лордов — документ отклонила, призвав отказаться от спорных положений, и он ушел на «второй круг»: сейчас он снова находится в нижней палате — палате представителей, которая вновь проголосовала за проблемные пункты.
— Здесь есть некая уловка со стороны Бориса Джонсона: писали, что в случае сделки он сможет изъять спорные поправки; если же достичь соглашения не удастся, то он оставит законопроект в первоначальном виде в качестве страховки, — пояснила «Известиям» глава Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. — Стоит отметить еще и то, что этот билль вызвал недовольство у Демократической партии США и [новоизбранного американского президента] Джо Байдена. В конгрессе очень влиятельное лобби американцев ирландского происхождения. Поэтому Британии надо было Штатам уступить, чтобы потом заключить с ними торговое соглашение.
Перед встречей Бориса Джонсона с Урсулой фон дер Ляйен Лондон согласился изъять из законопроекта спорные поправки (пункты 44, 45 и 47 об экспортных декларациях, госпомощи и несовместимости билля с международным правом). Теперь представители ЕС смогут присутствовать в Северной Ирландии при контроле королевскими властями продукции, которая туда попадает. Таким образом, у Брюсселя будет возможность следить за тем, как Лондон применяет тарифы Евросоюза к товарам, которые идут транзитом через Северную Ирландию в Республику Ирландия.
О том, что вопрос исчерпан, 8 декабря заявил глава МИД Ирландии Саймон Ковени: «У нас теперь есть гарантии того, что проблема, касающаяся ирландской границы, урегулирована». 9 декабря местный телеканал RTE сообщил, что стороны согласовали план беспошлинной торговли для 98% товаров. Он будет действовать, если никакой сделки достичь не удастся.
Согласно Белфастскому соглашению 1998 года, установившему мир в регионе, граница между Северной Ирландией (часть Соединенного Королевства) и Республикой Ирландия (самостоятельная страна, член ЕС) должна быть открытой. Выход Британии из ЕС предполагал ее автоматическое восстановление.
Судьба сделки не решена
Несмотря на это, судьба соглашения до сих пор остается неопределенной. Стороны не смогли договориться по трем пунктам:
1) распределение квот на рыболовство в британских водах (Брюссель хочет сохранить прежний доступ к британским территориальным водам, в то время как Лондон — дать преимущество своим рыбакам);
2) единые правила игры (level playing field — условия равной конкуренции для британских и европейских компаний);
3) методы урегулирования споров (Брюссель настаивает на том, чтобы они решались в суде Европейского союза, а Лондон хочет из-под его юрисдикции выйти).
По оценкам британских СМИ, сделка согласована на 95%: как сообщил в конце ноября телеканал Sky News со ссылкой на отчет генсекретаря ЕК Илзе Юхансон, торговое соглашение находится на финальной стадии обсуждения, однако без подвижек в трех вышеперечисленных областях «экономического партнерства не будет». По словам Илзе Юхансон, значительных шагов по этим вопросам не сделала именно Британия.
В Лондоне на ход переговоров смотрят несколько иначе. Источник в Вестминстере охарактеризовал их как «два шага вперед — полтора назад». По его словам, некоторый прогресс был достигнут в ноябре, когда главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье находился на самоизоляции из-за контакта с заразившимся COVID-19, однако после его возвращения подход Брюсселя стал более бескомпромиссным.
— Учитывая то, как мало времени остается, ужесточение позиции в последнюю минуту делает заключительный этап переговоров чрезвычайно сложным. Обе стороны готовы идти на прагматичные компромиссы, но нельзя приносить в жертву фундаментальные принципы Великобритании: один из таких столпов — суверенитет страны над прибрежными водами в пределах международно признанных границ в 12 миль, — отметил собеседник «Известий».
Британская сторона прояснила эти принципы еще на раннем этапе переговоров, и до сих пор они не изменились, подытожил источник.