Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Исповедь и проповедь

Писатель Роман Сенчин — о том, почему протопоп Аввакум стал отцом русской прозы
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Представить себе мир реальных людей 400 лет назад почти невозможно — огромный, немыслимый срок. Получится или сплошная фантазия, или цепочка штампов, которыми нас напичкали еще в школе. Впрочем, живую жизнь того времени увидеть можно. Например, в книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», 400-летие со дня рождения автора которой мы сегодня отмечаем.

С протопопом Аввакумом и как с исторической фигурой, и как с человеком из плоти и крови происходит в последнее время очень интересный и редкий процесс — он становится к нам всё ближе и ближе, входит, не побоюсь этого слова, в контекст сегодняшней жизни.

Связано это и с интересом к допетровской Руси, который подогревают современные беллетристы, и с яркой судьбой непримиримого оппозиционера светской и церковной власти, и с возникшей дискуссией о том, что такое ненормативная лексика, и с поисками регионами страны своих героев. Их усиленно ищут в недавнем или давнем прошлом, и в разных концах России возникает фигура Аввакума Петровича.

Да уж, Россию он повидал. Аввакум свой для Поволжья и Москвы, для Тобольска и Енисейской Сибири, для Забайкалья и Русского Севера. Он не только жил там, но и нашел слова, чтобы эти места описать. Порой тепло, порой горько, а иногда восторженно и удивленно. Вот как о горах Ангарского кряжа:

«Горы высокие, дебри непроходимые, утес каменный как стена стоит, и поглядеть — заломив голову. В горах тех обретаются змеи великие, в них же обитают гуси и утицы — оперенье дивное; там вороны черные, а галки — серые, иное, чем у русских птиц, имеют оперение. Там и орлы, и соколы, и кречеты, и цыплята индейские, и пеликаны, и лебеди, и иные дикие, многое множество птиц разных. На тех горах гуляют звери дикие: козы, и олени, и зубры, и лоси, и кабаны, волки и бараны дикие; глазами видим, а взять нельзя».

«Житие…» — плод предельного отчаяния, которое не стоит путать с унынием и безысходностью. В состоянии отчаяния человек может совершить, казалось бы, невозможное. И Аввакум совершил, сам, наверное, того не желая, — написал первое произведение русской прозы.

Конечно, русская (древнерусская) литература существовала и до «Жития…». Но Аввакум, пожалуй, первым создал героя-повествователя, который ничего не утаивает от читателя: ни своих слабостей, ни героизма, который во всех отношениях многомерен и сложен. Как и остальные персонажи книги. Даже на негодяев и в его понимании еретиков автор смотрит без ненависти, показывает читателям их хорошие качества, радуется даже еле уловимому проявлению человечности. Язык «Жития…», по определению автора, «природный русский», и многие эпизоды воспринимаются сегодня без особого усилия.

Если бы у Аввакума была благополучная судьба священника (относительно, конечно, так как конфликты с паствой преследовали его с первых лет службы), эта книга не родилась бы. Но случился церковный раскол.

Уверен, объяснять, что это, не нужно — раскол, наверное, одно из ключевых и известнейших событий русской истории, и последствия его мы не пережили до сих пор. Общество было буквально расколото пополам. Приверженцы «новой» и «старой» веры, особенно на первых порах, не считали друг друга за людей. Резали, кололи, жгли. Причем с обеих сторон. Староверы XVII – начала XVIII веков были очень воинственны. Неслучайно их вожаков казнили и ссылали безжалостно.

Несмотря на многие испытания, протопопу Аввакуму долго везло. Его возвращали в Москву из Сибири и с Севера, уговаривали принять новую веру или хотя бы не критиковать ее публично, одаривали деньгами. В нем явно видели незаурядную личность, его любил царь Алексей Михайлович. «Шествуя мимо двора моего, благословляясь и раскланиваясь со мною, сам о здоровье меня спрашивал часто. Раз, миленький, и шапку уронил, кланяясь со мною». Но Аввакум не согласился на уступки и в итоге оказался в земляном срубе на краю света — в Пустозёрске, неподалеку от побережья Баренцева моря.

Здесь Аввакум провел почти пятнадцать лет и написал множество грамот, «бесед» и писем, по крайней мере четыре редакции «Жития…», две из которых дошли до нас в автографах. Редакции между собой разнятся. В первых больше бытового, местами физиологического, в последней — пространные богословские отступления, обильные цитаты из Священного писания. Исповедь уступает место проповеди. Кстати, Аввакум воскресил давно забытую к тому времени форму обращения к пастве — проповедь. Это прихожанам не нравилось, затягивало время церковной службы.

Преданных учеников и слушателей (вернее, читателей) Аввакум обрел, лишь оказавшись в заключении и почти полной изоляции. Огромный художественный талант Аввакума поддерживал силы староверов на протяжении последующих веков. Жаль, что «Житие…» стало известно литературному миру лишь в 1861 году. Начиная с Тургенева и Гончарова, пожалуй, все крупные русские писатели упоминали о влиянии на них этого произведения, а Лев Толстой советовал включить «Житие…» в программу школьного обучения.

Готовясь к написанию этой заметки, я провел изучение социальных сетей на предмет чтения «Жития…». Был поражен тем, сколько отзывов оставляют совсем молодые люди. Конечно, звучат слова сочувствия герою-автору, но отмечаются и «наши» слова и выражения. Например, «отъехал» в смысле «уехал на время», форма имени «Арсен», «нынче он, а завтра я также умру»…

Казнены Аввакум и его товарищи были при сыне Алексея Михайловича, царе Фёдоре. Их сожгли в деревянном срубе 24 апреля 1682 года.

А закончить мне хочется вот этой цитатой из «Жития…». По-моему, великие слова:

«А всё то у Христа наделано человека ради, чтобы, покоясь, хвалу Богу воздавал. А человек, суете который уподобится, дни его, яко сень, преходят, – скачет, как козел; раздувается, как пузырь; гневается, как рысь; съесть хочет, как змея; ржет, глядя на чужую красоту, как жеребец; лжет, как бес; насыщаясь невоздержно, без правила спит; Бога не молит, покаяние откладывает на старость; и потом исчезает, и не знаю, куда отходит – или во свет, или во тьму, день Судный покажет каждого. Простите меня, я согрешил больше всех людей!»

Автор — писатель, лауреат литературной премии «Ясная поляна»

Читайте также
Прямой эфир