Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Не свернули с пути: логистика вновь вывозит пандемию коронавируса

Индекс «Платона» и логистические компании фиксируют восстановление объемов автомобильных грузоперевозок
0
Фото: Росавтодор
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Осенний всплеск коронавирусной инфекции не привел к резким спадам рынка автомобильных грузоперевозок. Если в апреле 2020 года пробег 12-тонных фур на федеральных трассах снизился почти на 20%, то к октябрю этот показатель практически сравнялся с прошлогодним, свидетельствует индекс «Платона», формируемый на основе данных госсистемы взимания платы. В целом по итогам 11 месяцев общий километраж грузовиков снизился на 7%, сообщили «Известиям» в пресс-службе оператора «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Данные близки к подсчетам Росстата, согласно которым за девять месяцев этого года перевозки грузов всеми видами автотранспорта составили почти 4 млрд т — на 6,8% меньше, чем было перевезено за тот же период 2019 года. При этом с лета растут пробеги перевозчиков сборных грузов, ритейла и сразу нескольких ключевых отраслей, добавили в «Платоне». Не опасаются второй волны пандемии логистические компании — они прогнозируют рост объемов транспортировки грузов и отмечают, что коронавирусная ситуация, несмотря на общую статистику, повысила спрос на перевозки и приводит к росту заказов.

Точный «Платон»

Начиная с июля после вызванного пандемией весеннего спада 2020 года растет пробег грузовиков логистических компаний и перевозчиков из ритейла, сельскохозяйственной, строительной, промышленной и добывающей отраслей. Таковы данные индекса «Платона» — разницы общего километража по федеральным трассам 12-тонных фур по отношению к 2019 году. Статистику еженедельно публикует РТИТС.

По итогам октября—ноября в лидерах оказались перевозчики сельскохозяйственной отрасли, которые в октябре вышли в плюс на 8%, а в ноябре — на 7%. Пробег логистов, осуществляющих перевозку сборных грузов, увеличился на 4%, ритейла — на 2%. Промышленная и добывающая отрасли за два минувших месяца выросли на 5%, строительная — на 3,5%.

Километраж грузовиков постепенно восстанавливался и по результатам октября максимально приблизился к показателю прошлого года (–0,9%), по предварительным расчетам немного снизившись в ноябре (до –2%). В целом за 11 месяцев снижение пробега составило 7% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Максимальное падение перевозок 12-тонниками произошло в апреле (–19,8%).

Показатели индекса «Платона» для анализа экономической активности используют правительство РФ и Минэкономразвития, отмечал ранее глава ведомства Максим Решетников.

Статистические данные об интенсивности движения, получаемые с помощью госсистемы «Платон», позволяют косвенно оценивать эффекты от принимаемых на различных уровнях мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, пояснили в Минтрансе России.

Инструментом сбора данных стала инфраструктура федерального охвата, развернутая при создании системы, рассказал в интервью «Известиям» генеральный директор РТИТС, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков.

— Это целый комплекс источников — юридически значимых, передаваемых по защищенным каналам связи. Проезд грузовиков круглосуточно фиксирует почти 500 рамок контроля. Объективность обеспечивается за счет того, что они располагаются в точках наибольшей интенсивности движения. Их локация рассчитывалась по математической модели для эффективного мониторинга движения и равных условий для всех грузоперевозчиков, — подчеркнул Антон Замков. — Плюс к этому контроль осуществляет более 100 автомобилей. Сканеры и камеры на рамках и машинах обеспечивают высочайший уровень распознавания транспортных средств и их номеров — более 99%.

По его словам, общий пробег складывается из километража использованных перевозчиками маршрутных карт и геоданных с бортовых устройств, которые соотносятся с графом дорог — уникальной цифровой моделью всех федеральных дорог, позволяющей с точностью до метра рассчитать плату за пройденный маршрут. В этом смысле «Платон» — первая и пока единственная «ответственная» геоинформационная платформа на российских дорогах, заключил гендиректор РТИТС.

Кроме того, сведения госсистемы дают точную статистику о количестве грузовиков, ежедневно пересекающих государственную границу, — она позволяет оценить экспорт и импорт товаров грузовым автотранспортом, добавил он.

Пойдет в рост

Аналитика по грузоперевозкам не показывает спада в связи с началом второй волны пандемии, подтверждают и в пресс-службе группы компаний «Деловые линии».

— Перевозчики работают в штатном режиме, все услуги доступны, а ограничений на передвижение между регионами нет. Единственное — незначительно увеличились сроки подписания договоров с новыми клиентами в связи с переводом многих сотрудников партнеров на удаленный режим работы, — рассказал представитель одного из крупнейших российских перевозчиков.

Быстро адаптироваться «Деловые линии» смогли еще в марте: ввели необходимые противоэпидемические меры безопасности на терминалах, за считаные дни предоставили удаленное обслуживание клиентам и перевели сотрудников на работу из дома без потерь во взаимодействии подразделений, сообщили в компании.

— Опыт внезапного кризиса привел к разработке нескольких вариантов ведения бизнеса при различных путях развития событий, поэтому мы не опасаемся второй волны, — отметил представитель грузоперевозчика.

Для компаний, которые готовы гибко реагировать на ситуацию, сохраняя уровень и качество своих услуг, критических событий на рынке грузоперевозок «Деловые линии» не прогнозируют.

— Возможно, не будет того увеличения показателей, которое обычно наблюдается в высокий сезон — в ноябре—декабре. Но мы уверены, что в скором времени рынок восстановится и пойдет в рост, — заявили в пресс-службе перевозчика.

Объем перевозок в сегменте продуктов и напитков сохранил уровень 2019 года и даже демонстрировал рост в отдельные периоды первой волны пандемии, фиксирует руководитель транспортного департамента компании «Транслогистик» Кирилл Лучников. По его мнению, сейчас ситуация повторяется и глобального спада нет.

— Логистика, конечно, зависима от уровня покупательной способности, общего состояния экономики. И в этом плане мы не ожидаем снижения спроса на грузоперевозки в декабре и в начале следующего года, — оценивает Кирилл Лучников. По его замечанию, компания «Транслогистик» для обеспечения бесперебойных поставок уделяет особое внимание соблюдению норм санитарной безопасности водителями, постоянному мониторингу состояния их здоровья.

Изменения структуры

В ритейле и FMCG-сегменте (потребительские товары) на внутрироссийских перевозках наблюдается рост по сравнению и с прошлым годом, сообщила исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.

— Избытка предложения транспорта, как при первой волне пандемии, нет — работаем в рамках ожиданий. Наблюдается дефицит мощностей: болеет много водителей. Однако сейчас сегмент FMCG входит в высокий сезон, и объем отгрузок большой, — отметила она.

По данным СЭЛ, для сегмента сборных грузов (LTL) продолжаются изменения структуры перевозимых грузов, которые начались еще в первую волну, и с этим связано падение объемов. Больше всего просели отрасли фешен, обувь, металлургия, но отмечается рост других сегментов — товаров для детей, для ремонта и уюта и многих других.

— Меняется характер перевозимых грузов, он зависит напрямую от изменения потребительского спроса. Растет востребованность того товара, который делает жизнь на удаленке более комфортной. В целом катастрофы нет: те компании, которые вовремя отловили эти и друге тренды, адаптировались к ситуации и научились привлекать те сегменты, которые, возможно, раньше казались не такими интересными, — рассуждает исполнительный директор СЭЛ.

По ее ожиданиям, предновогоднего взрывного спроса на услуги LTL в привычном масштабе не будет.

— Крупные партии грузов в новых условиях были спланированы и отправлены после завершения локдауна, возможно даже до конца октября. Поэтому декабрь от года к году вырастет не так, как мы привыкли ожидать ранее, — прогнозирует Ольга Федоткина.

В СЭЛ констатируют: по перевозкам магистральных межрегиональных перевозок (FTL) есть проблема с группами товаров, по которым осенью запущена обязательная маркировка, например для шин: не все компании перешли на нее без сбоев.

Больше заказов

На международном направлении грузоперевозчики также не видят спада. Наоборот, спрос на автоперевозки на ключевых направлениях Европа — Россия и Китай — Россия растет и заказов больше, чем крупные перевозчики могут отработать, отмечает генеральный директор компании «Рустранс-спедишн», руководитель департамента международных автоперевозок Ассоциации ведущих автотранспортных операторов Кондратий Гайкевич.

— Есть ряд проблем, в частности с новыми требованиями по визам и ограничениям на въезд в приграничную зону Китая, но это пока не оказывает значительного негативного влияния. Ситуация с так называемой второй волной пандемии повторяет для нас первую, когда заказов становится только больше, повышается срочность доставки, — подчеркнул Кондратий Гайкевич. По его мнению, сейчас меньше ажиотажа, чем в марте—мае, рынок более подготовлен.

— Осень подтвердила наши ожидания. Пандемия стимулирует рост отдельных сегментов логистического рынка, повышая спрос на качественные и надежные грузоперевозки, требуя гибкости и готовности бизнеса быстро перестраиваться, — убежден гендиректор «Рустранс-спедишн».

«Взрывного роста не будет»

Полноценное восстановление логистического рынка возможно к середине 2021 года при условии, что не будет новых ограничений и, соответственно, экономического спада, ранее в интервью «Известиям» прогнозировал председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.

— Общие ожидания рынка пока неопределенные, довольно трудно строить планы на длительную перспективу. Все здравые предприниматели понимают, что взрывного роста не будет. Автомобильные грузоперевозки — традиционно один из индикаторов работы всей экономики, и от ее восстановления в целом зависит спрос на логистические услуги. Несмотря на эту зависимость, мы отмечаем тренд на всестороннее повышение эффективности бизнеса, — пояснил председатель МОЭС.

Для грузоперевозчиков пандемия стала серьезным стимулом к развитию, и этот вывод еще раз подтверждает: рынок качественно изменился за последние три-четыре года, констатирует эксперт.

По его словам, внешней силой для оздоровления отрасли автомобильных грузоперевозок, несмотря на всю кажущуюся с первого взгляда парадоксальность, стал запуск государственной системы «Платон».

— Заметьте, нигде подобные системы не были остановлены в период пандемии коронавируса — ни в Германии, ни в Словакии или Австрии. Такие системы выполняют несколько важных функций: сбор фактической статистики для оценки состояния отрасли и отдельных системообразующих компаний и создание равных условий для предпринимателей, — полагает Борис Рыбак.

Приостановка «Платона» может вернуть рынок в хаос и серость, что будет намного негативнее для автомобильных грузоперевозок в целом, заключил председатель МОЭС.

Справка «Известий»

Государственная система «Платон» заработала в России 15 ноября 2015 года. Покилометровая плата иностранных и российских логистических компаний и грузоперевозчиков, чьи 12-тонные фуры работают на федеральных трассах, поступает в дорожный фонд России. Сейчас в системе зарегистрировано более 609 тыс. предпринимателей, в собственности которых свыше 1,4 млн грузовиков. За пять лет в бюджет страны поступило более 130 млрд рублей. На них отремонтировано более 2,7 тыс. км самых проблемных дорог в 40 городах и субъектах РФ, свыше 30 мостов в 19 регионах страны. До 2022 года за счет средств, поступающих от госсистемы, планируется привести в порядок еще 102 моста и расширить до четырех полос 600 км федеральных дорог.

Читайте также
Прямой эфир