Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Государство в России подставило театрам крепкое плечо, деятели культуры не должны возмущаться ограничительными мерами, потому что это вопрос жизни людей, а злоупотреблять властью может однажды начать любой человек, считает Сергей Пускепалис. Об этом актер рассказал в интервью «Известиям» после выхода в прокат картины Эдуарда Бордукова «На острие», в которой он сыграл роль тренера. За первый уикенд фильм собрал более 26 млн рублей и стал одним из лидеров российского бокс-офиса.

— В фильме «На острие» обеих спортсменок тренирует ваш герой. На чьей он стороне?

— Мне кажется, он больше симпатизирует героине Светланы Ходченковой, а юное дарование — Киру Егорову (Стася Милославская. — «Известия») — скорее всего, просто использует, чтобы помочь своей зрелой воспитаннице. Но героиня Стаси ему тоже симпатична.

Кадр из фильма «На Острие»

Кадр из фильма «На Острие»

Фото: Централ Партнершип

— А, по-моему, он играет в свои собственные жестокие шахматы.

— Он не для себя это делает, а для них. По крайней мере я для себя так всю эту историю оправдывал. Без встрясок и провокаций трудно добиться действительно серьезных результатов в профессиональном спорте.

— Вы бы своего ребенка отдали такому тренеру, как ваш Гаврилов? Ему ведь чувства обеих этих девушек совершенно безразличны, интересуют лишь их спортивные результаты.

— Конечно, отдал бы. Гаврилов может достать из человека такое, чего он сам от себя не ожидает. В этом и заключается его искусство. Он в фильме говорит, что можно быть хорошим человеком, но не очень хорошим спортсменом. Я с ним согласен, ведь в итоге судят все равно по результатам.

— Почему в отечественных спортивных драмах на первый план всегда выходят человеческие отношения, а спорт служит только каким-то фоном, на котором они развиваются?

— Мы ведь снимаем фильмы и ставим спектакли про людей, а не создаем инструкции, как стать великим спортсменом. Спорт, война или производственные особенности — важнейшие предлагаемые обстоятельства для того, чтобы показать, кем является человек и каким он в этих условиях становится. Это помогает нам въехать в атмосферу, в которой находится персонаж. Но насколько убедительно, достоверно и фактурно эти предлагаемые обстоятельства выстраиваются — другой вопрос.

— Как артист вы почувствовали кризис предложений во время пандемии?

— Безусловно, это как-то отразилось на количестве снимаемых картин, но мне кажется, все борются с этим — пытаются что-то делать. Даже у нас в театре, которым я руковожу (Ярославский театр драмы имени Волкова. — «Известия»), продолжают ставить спектакли, выпускать премьеры.

— Руки не опускаются из-за 25-процентной рассадки?

— Руки не должны опускаться. Артисту надо выходить к зрителю, без этого все наши навыки утрачиваются.

Актер Сергей Пускепалис

Актер Сергей Пускепалис

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Но ведь это работа себе в ущерб? Показы не окупаются, это даже школьники понимают.

— Мы — федеральный театр, нам помогают, о нас очень серьезно заботятся — настолько, насколько это возможно. В это же время 70% наших коллег за границей прекратили свое производственное существование. У нас, к счастью, относятся к искусству более гуманно.

— Да, государство подставило театрам крепкое плечо, но среди деятелей культуры все равно остались те, кто недоволен.

— Да как можно быть довольным или недовольным в такой ситуации? Люди болеют, умирают. Пусть те, кто недоволен, посмотрят, что творится за рубежом. Хотите так же? Или лучше все-таки свое недовольство унять?

— Когда стало известно о вашем назначении в Волковском театре, ваш друг и коллега Эдуард Бояков сказал, что вы наладите ярославско-московский мостик. Да и все эксперты, с которыми общались «Известия», пророчили создание нового театрального объединения между вашим театром и МХАТ им. Горького вместо альянса Волковского и Александринского театров, который так и не состоялся. Что удалось сделать за полтора года в этом направлении?

Сергей Пускепалис

Сергей Пускепалис

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Сейчас трудно говорить о взаимных проектах, ситуация — сами видите какая. Все наши планы пришлось скорректировать. Слава Богу, что за время более чем полугодичного простоя мы все же успели выпустить две премьеры. 19 декабря я представлю еще один спектакль, которым мы должны были закрыть сезон. Нам важно выполнить обязательства перед зрителем: это смысл нашего существования.

Вторая большая задача — реализовать государственное задание. Его, к счастью, тоже корректируют — наше непосредственное руководство идет нам навстречу, понимая обстановку. Главное, чтобы всем нам хватило сил, терпения и сноровки.

Что касается дружеских отношений со МХАТ им. Горького, они между нами существуют и будут существовать, но говорить о взаимоотношениях производственных пока не представляется возможным. Если впоследствии для этого возникнет какая-то естественная ситуация, а обмен будет взаимообогащающим, мы обязательно что-то сделаем вместе. Подчеркну: не взаимовыгодным, а именно взаимообогащающим. Только в таких условиях можно мечтать о сотворчестве.

— А непосредственно во МХАТ вы свою деятельность продолжили?

— Нет, конечно. Я все-таки художественный руководитель огромного федерального театрального учреждения. Это невозможно совмещать.

— А Эдуард Владиславович надеялся, что вы сможете.

— Прекрасно его понимаю, потому что нам очень хорошо вместе. (Смеется.) Но я вынужден на все 100% работать в Ярославле.

— В своей «предвыборной программе» вы предлагали привлечь в театр туристический поток, создать медиабиблиотеку лучших российских постановок и открыть подростковый театральный клуб. Что-то из заявленных пунктов удалось успеть реализовать?

— Сейчас у нас вовсю начинает функционировать Культурно-образовательный центр им. Ивана Дмитриевского, уже прошла первая встреча ярославских педагогов в стенах нашего театра. Работа в этом направлении идет, план намечен, потихонечку начинаем продвигать идеи популяризации театрального искусства. Не методически-учебного, а живого. Работа по созданию медиабиблиотеки тоже в процессе. Мы показываем свои и чужие спектакли, принимаем участие в онлайн-трансляции постановок разных театров. В планах — устраивать обсуждения спектаклей на базе нашего Культурно-образовательного центра. Это вопрос будущего.

В сфере привлечения туристов у нас с руководителем департамента туризма Ярославской области Владимиром Лысенко очень тесный контакт. Хотим сделать тематический вагон в электричке Москва — Ярославль, который будет называться «Первый русский театр». Уже провели первый розыгрыш билетов в наш театр среди пассажиров этих поездов. Идей много.

Сбор труппы Театра имени Волкова в Ярославле

Сбор труппы Театра имени Волкова в Ярославле

Фото: ТАСС/Метелица Сергей

— Когда вас назначили худруком, вы сказали, что придется взять небольшую кинопаузу. Вы стали меньше сниматься?

— Пока да…

— Зарплаты у худруков маленькие. Не боитесь просесть в финансовом плане?

— Заплата не маленькая, но она, конечно, несравнима с доходами, которые приносит киносъемка. Пока у меня есть возможность ставить в приоритет руководство театром.

— С вашим приходом интриги и бунты в Волковском театре поутихли или все же есть те, кто тихонько точит на вас зуб?

— Про тех, кто делает это тихонько, ничего не знаю. Контрразведки у меня нет. (Смеется.) Атмосфера, которая сейчас царит в театре, благоприятна для работы. Отношения очень благожелательные. По крайней мере стремлюсь, чтобы они таковыми были, все для этого делаю. Все артисты загружены работой. Они же когда начинают бунтовать? Когда работы нет и зарплата маленькая. Их доходы и участие в жизни театра мы сейчас пытаемся увязывать напрямую, чтобы все было очень прозрачно и внятно.

Мы специально запустили проект «Крупный план», где артисты могут самоорганизоваться, предъявить нам какую-то работу. Если она представит интерес для театра, мы покажем ее на камерной сцене. Так что отныне артисты могут сами реализовывать свой творческий потенциал и амбиции. Плюс проводим бенефисы актеров. Они встречаются со своими поклонниками, получают за это плату.

— Неприятную ситуацию во МХАТе, связанную с Татьяной Дорониной, по-прежнему продолжают припоминать культурные деятели. Вот и Михаил Швыдкой в интервью «Известиям» недавно высказался о том, что с ней могли поступить более элегантно…

— Если есть более элегантные способы, почему он их тогда нам не подсказал? Думаю, что все бы с удовольствием прислушались. С Татьяной Васильевной был разговор, что она станет почетным президентом. Мало того, у нас было желание, чтобы она своими советами, своим величественным именем могла и дальше продолжать нести и развивать идею жизни этого театра. Все были за, естественно. Татьяну Васильевну Доронину я горячо уважаю — и ее творчество, и ее подвижничество. Мне казалось, что это достойная альтернатива для нее.

Актер Сергей Пускепалис

Актер Сергей Пускепалис

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Швыдкой также отметил, что «мы не научились отправлять на заслуженный отдых живущих рядом легенд — все ждем, когда они уйдут биологически». К тому же эти великие люди много денег в театре никогда не зарабатывали. Вот и держатся за место, чтобы окончательно не впасть в бедность, уходя на пенсию. Что думаете?

— Думаю, что каждый случай индивидуален, каждый худрук сам по себе явление, если мы говорим про тех людей, которых имеем в виду. Но я не знаю ни одного случая, чтобы ушедший худрук нищенствовал. Зато знаю примеры, когда тяжелый скандальный уход чуть-чуть омрачает его предыдущие заслуги. Есть, мне кажется, какой-то неприятный шлейф у всего этого.

Я молодой специалист. У меня никогда не было желания низвергнуть куда-то в преисподнюю художественного руководителя, потому что каждый из них достоин огромного уважения. С моей стороны уж точно.

— Вы сами не боитесь в один день прирасти к креслу руководителя, влюбиться в эту власть так, что потом будете с боем сражаться за возможность править этим маленьким государством — театром?

— Конечно, боюсь. Я же тоже человек, могу попасть во власть власти, простите за тавтологию. Поэтому сейчас внимательно смотрю со стороны на то, как это происходит.

— Вам важно, что о вас будут говорить и писать как о руководителе?

— Человек живет, чтобы умереть и оставить по себе добрую память. Большего смысла-то и нет в жизни. Но могу сказать, что я про себя ничего не читаю и сплетни по знакомым не собираю. Не делаю это намеренно, потому что не хочу зависеть от чужого мнения — от журналистов, от критиков. Это меня заводит в какую-то другую реальность, а реальность у меня должна быть одна: я пришел на репетицию, вижу глаза своих актеров, своих коллег. Это для меня самый главный корректор. И, конечно, зрители, пришедшие в зал.

— На днях брала интервью у вашего сына Глеба. Он мне рассказал, что уже женился, родилась дочка. Вы, оказывается, уже три года, как стали дедушкой. Почему никому об этом не рассказывали?

— Я стараюсь несильно распространяться на личные темы и не понимаю, почему он вам это сам выложил. Вы его, наверное, раскрутили…

— Вы обрадовались, что дедом стали?

— Очень сильно обрадовался. У сына все идет как положено — женился, родил ребенка.

— Каким для вас стал этот год?

— Он разным был. Приход на эту должность, смена жизненного режима… Раньше я большую часть времени был в разъездах — снимался, ставил спектакли, сейчас жизнь более оседлая. Как и все, условия пандемии я переживаю сложно, ведь она выкашивает целое направление человеческой деятельности.

Справка «Известий»

Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в Курске. В 1985 году окончил Саратовское театральное училище, в 2001-м — режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС), курс Петра Фоменко. В кино снимается с 2003 года. Сыграл главные роли в картинах «Простые вещи» (2006), «Как я провел этим летом» (2010), «Ледокол» (2016) и др.

Читайте также
Прямой эфир