Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Общество
Пиротехники МЧС России обезвредили авиабомбу в Краснодарском крае
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Общество
Двое несовершеннолетних арестованы по делу о теракте в Калужской области
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Армия
ВКС России в воздушном бою сбили истребитель МиГ-29 ВСУ
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Мир
В Белграде на фоне протестов приостановили движение общественного транспорта

Лабораторная работа: как Большой справляется с неопределенностью

В нынешнем непростом сезоне вынужденные эксперименты задают новые тренды развития
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большой театр в конце ноября запланировал повторить программу одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета», которой открыл многострадальный 245-й сезон. Она была подготовлена в разгар карантина при участии четырех иностранных хореографов. Спектакль, задуманный как лабораторная работа, быстрый ответ балета на критическую ситуацию, вошел в репертуар Большого. Что помогает театру не только выживать, но и задавать новые тренды — в материале «Известий».

В ожидании премьер

В ситуации абсолютной непредсказуемости, в которую попали театры из-за пандемии, многие гадали, как будет выкручиваться главный театр страны и что предложит в новом сезоне зрителю, который не привык сидеть дома и продолжает ходить в театр и на концерты даже под угрозой заражения.

Логично было предположить, что сезон начнется с премьеры балета «Мастер и Маргарита» румынского хореографа Эдварда Клюга, которая до пандемии была намечена на 21 мая. Клюг приезжал в Москву в январе, репетировал с артистами. Хореограф задумал оригинальную инсценировку многопланового густонаселенного булгаковского романа: поместить всех героев в заброшенный бассейн, облицованный бледно-зеленой плиткой. Роль Маргариты репетировали Екатерина Крысанова и Ольга Смирнова. А Воланд достался Владиславу Лантратову. В любом случае, как бы ни выглядело художественное решение, артисты Большого театра способны выжать максимум из любой хореографии. Но с наступлением карантина премьеру Эдварда Клюга перенесли на осень 2021 года.

Весной буквально за неделю до премьеры отменили многообещающий вечер одноактных балетов «Танцемания»/Made in Bolshoi/«Времена года» Вячеслава Самодурова, Антона Пимонова и Артемия Белякова.

Неожиданный поворот

Перед открытием сезона руководство Большого театра срочно пересматривало планы, ориентируясь по ситуации. Так, молодые европейские хореографы неожиданно обошли отечественных: балетный сезон открылся вечером одноактных балетов, поставленных специально для труппы, — «Четыре персонажа в поисках сюжета». Итальянец Симоне Валастро, который больше 20 лет танцевал в Парижской опере, создал Just на музыку Дэвида Лэнга, француз Мартин Шекс, работающий в Дюссельдорфе, поставил гипнотический Silentium Арво Пярта, болгарин Димо Милев, педагог-репетитор Нидерландского театра танца — камерную историю человеческих страхов «Угасание», пуэрториканец из Швейцарии Брайан Ариас — самый масштабный, часовой балет «Девятый вал», вдохновленный картинами Ивана Айвазовского.

Хореографы в России были мало кому известны (директор балета Махар Вазиев отбирал их, просматривая видеозаписи), но зрители приняли программу тепло. Мнения критиков разделились: кто-то упрекал «Девятый вал» во вторичности, припоминая Ариасу работы Кристал Пайт и Джастина Пека, а кто-то, наоборот, оценил красоту многофигурных композиций, тонких ансамблей и текучих волнообразных перестроений. Больше всего публике понравился 15-минутный, энергетически взрывной и по-европейски стильный Just Симоне Валастро и камерное, тонкое «Угасание». В Silentium все любовались безупречной работой прима-балерины Светланы Захаровой. Вообще-то программе очень повезло с артистами: в балетах оказались заняты все ведущие солисты (Ольга Смирнова, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, Владислав Лантратов, Артемий Беляков, Якопо Тисси), истосковавшиеся по работе за несколько месяцев простоя.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин в интервью «Российской газете» признался, что поначалу отнесся к инициативе Махара Вазиева скептически. Любой внеплановый спектакль — большая организационная работа и дополнительные расходы. Но здесь театру помог бизнесмен Олег Дерипаска, который не намерен останавливаться на достигнутом и планирует осуществлять подобные проекты на регулярной основе. Его первый проект оказался успешным: не секрет, что часто экспериментальные постановки на Новой сцене после нескольких представлений исчезают из репертуара, но «Четырех персонажей» театр решил повторить в ноябре, что свидетельствует о нежелании расставаться с новой работой.

Счастливый билет

Хореографы, вернувшиеся домой после двухмесячного пребывания в России, тоже признают, что работа в Большом театре их изменила.

Когда я ставил балет в Большом, был полон энергии, как 15-летний мальчишка, — говорит Симоне Валастро. — А теперь ощущаю себя по-настоящему взрослым. Этот опыт помог мне перерезать пуповину с Парижской оперой. Я танцевал на ее сцене 20 лет и ставил балеты в основном на коллег и друзей. А тут первый раз в жизни создал балет для другой компании. Всё было иным: артисты, язык, школа, культурные коды. Я знал, что рано или поздно это произойдет, но не рассчитывал, что в Большом театре. Теперь ощущаю себя независимым хореографом, чувствую, что могу ставить где угодно. В Парижской опере ты всегда ученик, студент, даже в 40-летнем возрасте. А здесь я впервые самостоятельно обсуждал условия своего контракта и за моей спиной не стояла огромная институция, которая оберегает и в тоже время ограничивает свободу. Я наконец попал в мир взрослых.

Брайан Ариас отмечает выдающийся уровень исполнения артистов Большого театра.

— Энергетика, преданность работе и дисциплина артистов Большого театра уникальны, — говорит он. — Я вернулся домой с новым представлением о том, как надо работать. Человек всегда может сделать лучше. Просто иногда он не представляет себе свои возможности и то, как далеко может зайти. Артисты Большого театра в этом плане — исключение. Меня покорили их скромность и стойкость. В театральном искусстве нечасто встретишь людей, готовых репетировать каждый день с полудня до десяти часов вечера. Напомню, что в моей постановке участвует 40 танцовщиков! Когда я впервые оказался с ними в одном зале, то не поверил, что всё это происходит на самом деле. Меня поразило, насколько артисты Большого театра целеустремленны и преданы своему делу. Думаю, я перенял часть этой ментальности и рабочей этики. Теперь мне будет тяжело смириться с чем-то меньшим, как хореограф я стал более требовательным.

Мартин Шекс, независимый хореограф, работающий по всему миру, считает определяющими особенностями русской школы балета особую тонкость и деликатность. По его мнению, это проявляется во всем: от движений рук до отношения к сцене. Также его впечатлило бережное отношение русских танцовщиков к традициям.

— После премьеры я прочитал несколько критических статей, — рассказывает Шекс. — О моем балете были разные мнения, он вызвал дискуссию. Сложилось ощущение, что критики несколько растеряны и смущены, а это как раз и было моей целью. Так что я рад такой реакции. Сложно сказать, как этот проект изменил меня, но я уже точно не тот человек, который приехал в Москву несколько месяцев назад. Думаю, сильнее всего на меня повлияла работа со Светланой Захаровой. Я благодарен ей за все моменты, что нам удалось разделить в репетиционном зале.

Димо Милев оказался единственным хореографом, который не смог присутствовать на премьере в Большом театре: за несколько дней до спектакля он был вынужден вернуться в Нидерландский театр танца.

— В этом проекте всё было настолько неожиданно для меня, что я даже не успел как следует понервничать, — вспоминает Димо. — Но адаптировался в Большом театре я достаточно быстро, во многом благодаря поддержке Махара Вазиева и его шуткам. После возвращения в Нидерланды пришлось отсидеть положенный карантин, и с того момента я работал над новым спектаклем для NDT2, премьера которого прошла онлайн. Очень рад, что программу повторяют в ноябре. С удовольствием вернулся бы в Москву даже в качестве обычного туриста, показал бы город своей семье, встретился со всеми знакомыми. Мой балет в Большом театре репетирует с артистами Ян Годовский, он был увлечен процессом с самого начала, пробовал делать многие движения и точно понимает, чего нужно добиться. Я ему абсолютно доверяю и не волнуюсь за качество спектакля. «Четыре персонажа в поисках сюжета» — замечательный опыт, но я всё тот же Димо. Большой театр не изменил меня, но открыл новые горизонты, я научился лучше взаимодействовать с людьми.

Новые тренды

24–26 ноября театр намеревался повторить программу «Четыре персонажа в поисках сюжета», а на 10–12 декабря было назначено долгожданное возвращение отложенной премьеры – трех одноактных балетов российских хореографов «Танцемания»/Made in Bolshoi/«Времена года».

— У нас много договоренностей с зарубежными хореографами, но это не означает, что мы не будем поддерживать наших, — комментирует директор балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. — Вячеслав Самодуров, например, поднявший балет в Екатеринбурге, очень талантлив и интересен. Он выпускник Академии хореографии им. А.Я. Вагановой, танцевал в Мариинском, потом уехал за границу и работал в Нидерландах, Англии. Когда я заказывал ему эту работу, Вячеслав спросил: «Что вы хотите, чтобы я поставил?» — «Что-то сумасшедшее». — «Это мне нравится». Антон Пимонов тоже отлично себя зарекомендовал, он много ставит и в Мариинке, и в Екатеринбурге. Удивительно слышит музыку. Также я следил за нашим танцовщиком Артемием Беляковым, который дорос уже до премьера. У него много работ и как у хореографа. И я понял, что он интересно ставит, интересно мыслит. Этот вечер современной хореографии можно назвать русским проектом. Надеюсь, что получится интересная работа, хотя любая премьера — это риск. Но я всегда готов пожертвовать девятью неудачными работами, чтобы получить десятую — удачную. Это стимулирует и самих хореографов. Каждому хочется, чтобы его работа стала жемчужиной вечера.

В новом сезоне Большой театр превратился в своего рода режиссерскую лабораторию: здесь рождаются новые балеты, молодые российские хореографы конкурируют с европейскими, артисты активно вовлечены в творческий процесс, что позволяет поддерживать форму в таких непростых условиях. Атмосфера здоровой конкуренции, которую так любит и всегда инициирует Махар Вазиев, в любом случае идет на пользу театру. В ситуации общей турбулентности, когда все спектакли под вопросом, именно экспериментальные работы входят в репертуар и, возможно, задают новые тренды развития.

Читайте также
Прямой эфир