Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два долгожданных российских фильма — «Цой» и «Дорогие товарищи» — выходят на экраны в тот момент, когда посещаемость кинотеатров ограничена до 25%, заболеваемость достигла рекордных показателей, а существенной части целевой аудитории рекомендовано сидеть дома. Но это важные работы, их будут смотреть и обсуждать долго. «Известия» рассказывают об этих и других новинках уикенда.

«Цой»

У Алексея Учителя что ни фильм, то скандал: сложно вспомнить, когда, начиная с «Дневника его жены», на режиссера не обрушивались волны общественного негодования и не развязывалась война сторонников и противников. «Цой» не мог и не должен был стать исключением: наследники музыканта требовали запретить картину, ее выход откладывался, сменился даже прокатчик. И сейчас все будут спорить, достоин ли фильм вообще существовать и каким он обязан быть.

В картине всё построено по новозаветной логике. Вот сам Цой, документальный — Алексей Учитель вставил хроникальные кадры из своего же хита «Рок» и его «наследника» «Последний герой». Удивительные, невероятно мощные по энергетике, завораживающие сцены с концерта, из гримерки, из котельной, где Цой работал кочегаром. Это Встреча с большой буквы, но Учитель оставил совсем мало кадров, чтобы мы увидели Цоя — и сразу осиротели. Цой на «Москвиче» врежется в автобус, где за рулем будет сидеть персонаж Евгения Цыганова. Его не просто так зовут Павлом (у прототипа имя Янис) — Цыганов на старте играет что-то среднее между Савлом и Иудой. Он полная противоположность Цою и всей его «религии». Он «гонитель», и теперь ему придется проделать путь в символический Дамаск и прозреть, как и его новозаветному прототипу. И стать большим апостолом, чем те, кто остался после смерти Цоя.

Таковыми в этом сюжете являются близкие рок-звезды, которые, как ученики Христа, рассеялись после его смерти (на самом деле еще при жизни). Теперь они в одном автобусе с гробом музыканта едут по непрямым дорогам. Павел за рулем, и в конце пути их ждет сошествие «святого духа». После которого они, впрочем, недолго пробудут едиными, потому что каждый начнет делить Цоя и утверждать, что только он его знал по-настоящему. А Павел тем временем будет проникаться Цоем, и хотя этот персонаж молчалив, он вслед за древним апостолом мог бы повторить: «Горе мне, если не благовествую».

В общем, чтобы оценить в полной мере новую картину Учителя, нужно не только и не столько иметь представление о наследии Цоя (можно и вообще ничего о нем не знать, так даже лучше), сколько ориентироваться в библейских сюжетах и образах. В кино этого много, включая постоянные намеки и на «прогулки по воде», и на причастие, и на многое другое. Конечно, всё это не в лоб, но считывается легко. Есть даже некое тайное «евангелие», зашифрованное в утраченной кассете «47», за которой охотится похожий на Айзеншписа продюсер. На ней якобы должно быть особое откровение от покинувшего мир Цоя.

Алексей Учитель признается, что у него в личном архиве хранятся кадры свадьбы Гребенщикова, где Цой был свидетелем. А первое чудо, как известно из Библии, было сотворено именно на свадьбе — и этот факт мог бы быть постскриптумом к причудливому символическому ряду философского роуд-муви. Хотя Учитель поставил в фильм сцену другой свадьбы, и там вино обратилось в воду, а не наоборот.

Режиссер: Алексей Учитель

В ролях: Евгений Цыганов, Инга Тропа, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Илья Дель, Игорь Верник, Надежда Калеганова

Кадр из кинофильма «Цой»
Фото: Каропрокат

«Дорогие товарищи»

Андрей Кончаловский после «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» выдает один за другим фильмы, претендующие на статус шедевров. «Дорогие товарищи» в том же ряду, это неожиданный взгляд на печально известный расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Мы наблюдаем его глазами местной партработницы, убежденной сталинистки, получающей продукты через черный ход, фронтовички, матери-одиночки и просто очень советской женщины. Она убеждена, что стрелять по восставшей черни необходимо, и если бы среди бунтовщиков не было ее дочери, она так и требовала бы на собраниях высшей меры по каждому поводу. Так что к финалу ей придется превратиться в чеховскую героиню, цитирующую поневоле известные (зрителю, а не ей) строки.

Атмосферно фильм ближе всего к ленте «В субботу» Миндадзе: ретроатмосфера, катастрофа, закрытый город, все мечутся и впадают в безумие, и каждая случайная встреча только усиливает ощущение апокалипсиса. Разница лишь в том, что про Чернобыль узнает весь мир, а после Новочеркасска всё забудется на многие годы — и как будто не палили по безоружным советским людям хрущевские военные. «Дорогие товарищи» прям, жесток, злободневен и трагичен, и в каждом кадре там звучит эхо майдана, Минска и многих других страшных событий сверхновой постсоветской истории.

Режиссер: Андрей Кончаловский

В ролях: Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова

«Еще по одной»

Томас Винтерберг, культовая фигура датского кино, снял фильм, в котором нам всё до неприличия понятно. С точки зрения датчан, там проделывается нечто безумное: несколько школьных учителей предположили, что гораздо легче вести уроки в состоянии легкого подпития, и стали регулярно нагружаться прямо с утра, записывая ощущения в дневник. Можно ли себе представить, что человек приходит на работу подшофе? Вопрос для нашей страны риторический. Да и когда персонажи среди известных людей ищут своих «единомышленников», которым алкоголь никогда не мешал жить, сердце многих зрителей нашей страны не забьется чаще: они и еще примеров могут назвать сотню.

Но датчане «Особенности национальной охоты» не смотрели, для них «Еще по одной» не фильм о чистой радости бытия, а классическая европейская драма — о комплексах, одиночестве, неуклюжей дилетантской самотерапии и неминуемом саморазрушении. Но это не жуткая «Охота» того же Винтерберга, где тоже играли и Миккельсен, и большая часть каста. Здесь есть достаточно лиризма и юмора, чтобы наш человек принял картину и полюбил ее от всей души. А заодно прочел бы после нее Кьеркегора, которого постоянно цитируют герои, хотя этот философ и так уже в России многим стал родным.

Режиссер: Томас Винтерберг

В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Мария Бонневи

Кадр из кинофильма «Еще по одной»
Фото: Capella Film

«Опасный элемент»

Биографический фильм о Марии Кюри выполнен по строгим феминистским лекалам: великий ум вынужден бороться с шовинистскими предрассудками и реакционным научным сообществом своего времени. Все лавры достаются мужу — вначале его одного выдвинули на Нобелевскую премию и только по его настоянию добавили в лауреаты Марию, так она стала первой женщиной, которой досталась престижная награда. Трудная судьба, да еще и открытия, которые изменили судьбу человечества, в том числе радиоактивность, радий и полоний. Всё это прекрасный повод для фильма.

Как бы то ни было, лучшим фильмом Маржан Сатрапи остается ее великолепный дебют «Персиполис», а «Опасный элемент» кажется его слабым эхо, тем более что параллели в сюжетах картин просматриваются довольно отчетливо. Но картину стоит увидеть ради игры Розамунд Пайк, актриса, как всегда, выше всяких похвал.

Режиссер: Маржан Сатрапи

В ролях: Розамунд Пайк, Сэм Райли, Иветта Фойер, Мирьям Новак, Ральф Белкин

«Академия монстров»

Несмотря на претенциозный намек в российском варианте названия на пиксаровскую франшизу, мексиканский мультик сделан довольно скромно, с дешевой анимацией и незамысловатым сюжетом. Что не мешает ему быть довольно милой временной заменой голливудским блокбастерам в условиях пандемии.

Главный герой — неуклюжий, но очень умный школьник-изобретатель. В родном классе над ним издеваются, поэтому когда его неожиданно приглашают в некое подобие Хогвартса, он с удовольствием хватается за эту возможность. Но там всё не так, как ему мечталось: слишком много разбежавшихся во все стороны монстров, с которыми нужно что-то делать. Зато если он справится, его, наверное, полюбит симпатичная девочка в коротком платьице.

Режиссер: Леопольдо Агилар

В ролях: Поло Морин, Наталия Тельес, Эдсон Суньига

Читайте также
Прямой эфир