
Домашняя забота: почему продлили удаленку для старшеклассников

Родители московских старшеклассников без энтузиазма восприняли новость о продлении дистанционного режима учебы до 22 ноября. Они считают, что удаленка плохо сказывается на качестве обучения, а электронные учебные программы дают сбой. А вот директора столичных школ, врачи и депутаты Госдумы решение мэрии поддерживают, напоминая о высоких рисках заражения при очном формате. Специалисты в области дистанционного образования и вовсе сочли сложившуюся ситуацию звездным часом для частных компаний, которые могут взять на себя риски по стабильности работы онлайн-платформ. Правда, в этом должно быть заинтересовано государство, уверены эксперты.
Учат дома
Мэр Москвы Сергей Собянин до 22 ноября продлил режим дистанционного обучения для школьников 6–11-х классов. Это поможет стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, сообщил градоначальник на своем сайте.
По его словам, за три недели, в которые ученики 6–11-х классов находятся на дистанционном режиме обучения, доля заразившихся коронавирусом среди старшеклассников уменьшилась почти вдвое.
— Эти меры показали и другой результат: почти в два раза удалось сократить долю учащихся школ в общем числе заболевших, — сообщили «Известиям» в столичном департаменте образования. И подчеркнули, что старшим классам не требуется постоянный контроль, им легче адаптироваться к такому формату обучения.
В сложившейся обстановке власти обязаны принимать меры по сдерживанию развития эпидемии, уверен член комитета Госдумы по здравоохранению, врач Борис Менделевич.
— Ассортимент мер на самом деле небогат. Главное — разорвать цепочки заражения, снизить количество контактов среди людей. И нахождение на дистанции молодых людей, которые чаще всего переносят заболевания бессимптомно, как раз направлено на то, чтобы физически уменьшить возможность передачи вируса. Поэтому мера вполне оправданна, — считает Борис Менделевич.
Он не исключает, что такой подход может нанести вред для образования, при этом в сложившейся ситуации стоит действовать по принципу «из двух зол выбирают меньшее».
— На мой взгляд, стоит применить и другие ограничения — например, убрать зрителей со стадионов и спортивных объектов. На войне как на войне — всем нужно быть крайне настороженными и аккуратными, — заключил Борис Менделевич.
Родители новость о продлении дистанционного обучения встретили настороженно. О накопившихся за время удаленки проблемах «Известиям» рассказала мама восьмиклассницы, учащейся одной из столичных школ.
— В школе ученики могли задать учителю вопросы. Сейчас, если ребенок что-то не понимает, то просто молчит. Да и времени на вопросы нет — урок на дистанционном обучении идет 20 минут вместо 40. С учителем связаться трудно. Одно дело — лично спросить, а теперь необходимо писать, звонить. Есть проблема и с пропусками занятий: родители пошли на работу, а дети не пошли на урок. Проконтролировать некому, — поделилась Ирина.
Кроме того, по ее словам, появились и технические проблемы с онлайн-уроками. В частности, нередко подводит ресурс Мicrosoft Teams.
— Через электронный дневник не всегда получается зайти, бывают технические сбои. Некоторые в нашем классе вообще не могут попасть в систему, открыть прикрепленное задание. Сидят дома и ничего не делают, — заключила Ирина.
По всем направлениям
Напомним, в Москве существует единая образовательная система «Московская электронная школа» (МЭШ), к которой подключаются поставщики других ресурсов — например, уже упомянутый Мicrosoft Teams.
— При повышенном спросе единые платформы ожидаемо дают сбой, и проблемы затрагивают сразу все направления — видеозвонки, работу электронного журнала, расписание, планы уроков, — пояснил «Известиям» директор онлайн-проекта «ЯКласс» в России Андрей Илингин.
В первые дни увеличение нагрузки на инфраструктуру МЭШ спровоцировало сбои в работе, подтвердили «Известиям» в департаменте образования.
— Однако образовательный процесс не прерывался, и специалисты смогли стабилизировать работу платформы в максимально быстрые сроки. В настоящее время платформа МЭШ работает стабильно. За вторую неделю дистанционного обучения учителя провели в МЭШ более 1 млн онлайн-уроков для учеников 6–11-х классов. А в целом с 19 октября проведено свыше 1.5 млн онлайн-занятий, — уточнили в пресс-службе.
По мнению Андрея Илингина, властям необходимо лучше выстраивать сотрудничество с частными компаниями, которые могут взять на себя часть рисков по стабильности работы и нагрузочным тестированиям. Иначе все они ложатся на государственные системы, и в случае любого сбоя будут затронуты все звенья образовательной цепи.
— Отрасль в этом году переживает небывалый рост и, учитывая динамичность и значимость онлайн-образования в наши дни, государству необходимо перестроить свою работу так, чтобы лучше удовлетворять повышенный спрос на образовательные услуги. Это касается в первую очередь перераспределения бюджетов с бумажных форм учебно-методического комплекса в электронные и адаптации к новым условиям на федеральном и региональном уровнях, — подчеркнул Андрей Илингин.
В целом ситуация в этом учебном году не носит экстренный характер: у учителей было две недели каникул, чтобы подготовиться к учебному процессу, а у родителей — чтобы спланировать время своих детей, уверен он.
С ним согласен и основатель международного онлайн-института SIIL Иван Петуховский, по словам которого в марте-мае были все возможности опробовать дистанционное обучение.
Однако в родительском сообществе уверены, что качество образования при дистанционном формате, безусловно, ниже.
— Есть возможность списать, не участвовать в обсуждении. Контроль за списыванием практически не осуществляется, — рассказала «Известиям» исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина. — Для детей велик соблазн не учить предмет, а пользоваться интернетом и другими подсказками. Многие учителя жалуются, что дети отмечаются в начале и конце урока, а всё остальное время практически не присутствуют и занимаются своими делами.
Родители, конечно, всё понимают, но им от этого не легче, добавила директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко
— Пока переход на дистанционку воспринимался как временная мера, на какие-то трудности можно было закрыть глаза. Сейчас ситуация вызывает беспокойство, поскольку проблемы, которые были не решены, обостряются. Во-первых, по-прежнему не у всех есть гаджеты, во-вторых, не у всех школ налажена рассылка и проверка домашних заданий. Всё это особенно беспокоит родителей старшеклассников, которым предстоит сдавать выпускные экзамены.
По ее словам, сейчас родители вынуждены искать репетиторов, понимая, что в таком режиме подготовиться самостоятельно невозможно. Это еще и финансовая нагрузка. При этом ряд платных школ не закрылся. И это социальное неравенство является предметом обсуждения, беспокойства и даже возмущения у родителей.
Сложно, но надо
Пока папы и мамы задаются вопросом, почему начальные классы и частные школы учатся, а «обычные» старшеклассники нет, руководство учебных заведений полностью поддерживает решение мэрии.
— Для нас безопасность прежде всего, — подчеркнул в беседе с «Известиями» директор школы № 109, академик РАО, заслуженный учитель России Евгений Ямбург, — родители испытывают стресс, но такова реальность сегодня — данные меры необходимы. У старших классов подобный опыт уже есть. В четвертой четверти прошлого учебного года была подобная ситуация, которая никак не сказалась на качестве подготовки к экзаменам, даже результаты порадовали. Главное — не поддаваться панике.
По его словам, все электронные платформы работают и активно вовлечены в образовательный процесс на дистанционном обучении.
— Родители, конечно, относятся по-разному. Кто-то верит в эффективность предпринимаемых мер, кто-то остается скептически настроенным. Для нас главное — обезопасить детей. В школе болеет не так много учеников, в основном среди старшеклассников. Это доказывает, что мы движемся в правильном направлении, а предпринимаемые меры имеют свой результат, — заключил Евгений Ямбург.
В некоторых школах позицию властей разделяют как руководство, так и родители.
— Родители с самого начала принимали и понимали все предпринимаемые администрацией меры. На первом месте здоровье детей, а потом уже физика, математика и всё остальное, — отметил директор школы № 548 «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский.
По его словам, в школе из 5 тыс. учеников на больничном сейчас 14, болезнь у них протекает бессимптомно.
Врачи солидарны с директорами школ.
— В одинаковой степени важна временная изоляция детей любого возраста. Дети относительно легко переносят инфекцию по сравнению с людьми старшего поколения, но могут выступать потенциальными переносчиками заболевания, — отметил главврач поликлиники № 2 «Семейный доктор» Владлен Бабкин
Никаких минусов с медицинской точки зрения в продлении режима изоляции для школьников нет, считает врач. На фоне сезонных вспышек ОРВИ это достаточно традиционное мероприятие, которое происходит из года в год и распространяется на срок от двух недель.