Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Предметы квартирного быта — стол, стул, книжный шкаф, вазочки. Фотографии Иосифа Бродского, разными почерками написаны стихи, не только его. Рядом — старая телефонная будка, берешь трубку, а оттуда доносится голос поэта, читающего свою «Большую элегию Джону Донну»... Стена сада петербургского Фонтанного дома стала «холстом» для выставки, посвященной литератору и приуроченной к 80-летию со дня его рождения. Она бесплатная и под открытым небом, ее украшают только шуршащая под ногами листва и сумрак, а подсветка создает особый эффект. Формат «на свежем воздухе» сейчас актуален, ведь петербуржцы опасаются находиться в закрытых помещениях вне дома.

Под крышей дома не своего

Символично, что выставка проводится Музеем Анны Ахматовой. Бродский перед ней преклонялся, сама она очень ценила молодого поэта и как могла помогала, когда его отправили в ссылку. Пока музей Бродского в Доме Мурузи, где он жил с родителями до своей вынужденной эмиграции, не открылся, Ахматова дала приют коллеге по цеху. Знаменательно и то, что Фонтанный дом — это одновременно и Шереметевский дворец, где висит девиз Шереметевых Deus conservat omnia («Бог сохраняет всё»). Выставка затрагивает тему памяти, одну из ключевых для Бродского, и называется «Сохрани мою тень» — рефрен из стихотворения «Письма к стене».

Экспозиция к 80-летию Бродского
Фото: пресс-служба Музея Анны Ахматовой

— Выставка была задумана еще в начале карантина, — рассказала «Известиям» сотрудник музея Светлана Александрова. — В рамках нашей работы с посетителями мы записали много интервью, несколько десятков часов, задавали самые разные вопросы. Музыкант и певица Ольга Чикина на вопрос «Что для вас Бродский?» ответила: «А он помогает мне проходить сквозь стены». У нас в саду есть такая стена «для творчества», на которой посетители пишут стихи и не только. Вот и возникла идея использовать ее для уличной выставки.

На фоне унылых экспозиций иных литературных музеев выставки Музея Ахматовой выигрывают за счет того, что здесь понимают значение художника, дизайнера и даже режиссера. Этот проект воплотила «Творческая мануфактура ПТХ» (Маша Небесная, Женя Исаева) в соавторстве с режиссером Яной Туминой. Они «разверстали» на плоскости стены квартиру. Каждый сектор соответствует какой-то комнате. Если идти слева направо, то получается, что с улицы — где висит телефонная будка — заходишь в подъезд, поднимаешься по ступеням, оказываешься в прихожей, далее — кабинет, кухня, спальня...

Это конкретная квартира в Доме Мурузи, где находились легендарные полторы комнаты. В условной парадной висят почтовые ящички, на крышке каждого номер только одной квартиры — 28. Переворачиваешь эти крышки, а там — то пожелтевшие листья, то обрывки телеграммы, то титул сборника стихов Ахматовой с ее подписью Бродскому, «чьи стихи кажутся мне волшебными». Эта книга — одна из тех редких вещей, что он взял с собой, навсегда покидая СССР, ее оригинал хранится в музее вместе с остальной коллекцией, подаренной вдовой поэта.

Безвыходно материальный мир

Разумеется, на уличной выставке не используются подлинники. Но фото, документы, печально известная статья «Окололитературный трутень» в «Вечернем Ленинграде» — всё это скопировано и состарено качественно. Предметы пусть и не имеют исторической ценности, но выразительно встроены в фальшивые стены. Распиленная мебель обыграна так, будто она частично вошла в бетонную поверхность. Висящее в прихожей пальто наполовину зацементировано, как уходящий в стену рельеф. Тут понимаешь, как же легко то, что живо. Оно переходит в вечность, каменеет, становится памятником. Иногда плоскость стены как бы расчищена: снят слой, а там — какие-нибудь осколки посуды, предъявленные в виде археологического клада. А встроенные стеклянные окна и вовсе раздвигают пространство, создают иллюзию глубины. На это работает и то, что стена звучит — за счет встроенных колонок. Приближаешься к ней и слышишь голоса, шаги, музыку.

Экспозиция к 80-летию Бродского
Фото: пресс-служба Музея Анны Ахматовой

И всё же это — условная квартира. В кабинете висят фото американского периода. Советская автобусная вывеска «при входе» в дом задает игровое начало: да, расписан маршрут автобуса 47, который на самом деле ходил в Ленинграде, но первый пункт — Дом Мурузи, а последний — Венеция, остров Сан-Микеле (место погребения Бродского). С одной стороны, эта выставка опирается на подробно показанный вещный мир, «мир, безвыходно материальный», а с другой — тут выход в метафизику. Всё это резонирует с поэтикой Бродского.

Взятый за основу образ стены воплотился многогранно. В подробном рассматривании осколков советского быта и правда есть что-то археологическое. Возникает стена и в контексте еврейской культуры. Для еврея стена сакральна и вовсе не знаменует тупик, как в европейской цивилизации. И конечно, авторы выставки, добиваясь объема на плоскости, ориентировались на фрески Древнего Рима, столь любимого поэтом. Римляне, которых окружали сплошные стены, пытались преодолеть их материальность, отсюда игры с перспективой. Как и здесь, на выставке, посвященной 80-летию Иосифа Бродского.

Читайте также
Прямой эфир