Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Каннского кинофестиваля в этом году не было. В Торонто часть показов перенесли в интернет. В Венеции, Сочи («Кинотавр») и Москве ввели строгие ограничения для безопасности просмотра. Будущее фестивалей неизвестно, как, впрочем, и кинотеатров, которым грозит закрытие на карантин. Второго локдауна они могут не пережить. О том, что станет с почти вековой фестивальной культурой, если пандемия затянется, размышляет обозреватель «Известий» Сергей Сычев.

Поцелуи на «Кинотавре»

Кинофестиваль — это прежде всего праздник кино. С красной дорожкой, фотографами, звездами, толпами фанатов, переполненными залами на сеансах и горячими спорами после показов. Не говоря уже о синефилах перед входом в кинотеатр, предлагающих полцарства за пригласительный. По длине очередей в кассу и отсутствию свободных мест даже на балконах можно говорить об интересе к фильму. Если залы пустые, то считается, что это провал. По скандальным эскападам на пресс-конференциях, по роскошным светским вечеринкам, бурным овациям в зале чаще всего запоминаются те или иные ивенты, а вот победителей и даже участников помнят далеко не всегда.

Организатор кинофестиваля «Кинотавр» с информационной табличкой о соблюдении дистанции

Организатор кинофестиваля «Кинотавр» с информационной табличкой о соблюдении дистанции

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

На «Кинотавре» организаторы убрали из расписания все вечеринки и ежедневные концерты, которыми славился сочинский смотр. Ограничили доступ фанатов к красной дорожке, где обычно было не протолкнуться. Ввели сложную систему получения мест на сеансах: чтобы попасть на кино, журналистам и гостям нужно было заранее бронировать себе место в зале — и обязательно являться туда, иначе «штраф». И рассадка была в шахматном порядке, даже супругам и друзьям нельзя было получить места рядом. Всем неустанно рекомендовали носить маски и перчатки, пользоваться санитайзерами. Вдоль красной дорожки стояли работники фестиваля с плакатами, призывающими к соблюдению всех предосторожностей.

Но есть вещи, которые контролировать невозможно. В главном фестивальном зале «Кинотавра» в театре «Зимний» после выключения света все старалась всё равно сесть рядом с любимыми и знакомыми. В киношной тусовке при встрече принято обниматься и целоваться, а не только жать руки. Разве что Андрей Хржановский здоровался правильно, локтем в пиджаке.

Режиссёр-мультипликатор, сценарист, преподаватель ВГИКа, художественный руководитель школы-студии «ШАР», Народный артист РФ Андрей Хржановский на премьере фильма режиссера Михаила Сегала «Глубже» в рамках 31-го кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

Режиссер-мультипликатор, сценарист, преподаватель ВГИКа, художественный руководитель школы-студии ШАР, народный артист РФ Андрей Хржановский на премьере фильма режиссера Михаила Сегала «Глубже» в рамках 31-го кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Перед показами все скучивались на крыльце «Зимнего» — поделиться впечатлениями. А вечером завсегдатаи фестиваля по традиции шли в рестораны и пировали там всю ночь. Конкурсные программы «Кинотавра» устраиваются в зале, а публичные — на улице, где на фасад «Зимнего» вешается огромный экран. Рассадка по местам там тоже по всем правилам. Но вот уже в темноте перебегают поближе друг к другу влюбленные парочки, а в паре метров от кресел собирается толпа. Отхлебывая пиво, люди смотрят фильм и попутно культурно общаются без всякой социальной дистанции.

Бессмысленно говорить, что в аэропортах и самолетах, на которых журналисты и кинематографисты летели на «Кинотавр», ни о каких мерах безопасности речь вообще не шла. На их фоне предосторожности фестиваля выглядели странными, на этот счет шутили даже на сцене во время церемоний открытия и закрытия.

ММКФ: наденьте маски немедленно

У Московского кинофестиваля положение было потруднее. Границы закрыты — как привозить зарубежных гостей на показы их же фильмов? Кое-какие иностранцы на ММКФ всё же мелькали, и организаторы загадочно улыбались, когда их спрашивали, как им это удалось. Систему бронирования билетов «Кинотавра» ММКФ взял на вооружение, слегка дополнив: один ряд по аккредитации, один — по проданным билетам, рассадка через кресло.

Зрители на церемонии открытия 42-го Московского Международного кинофестиваля в Москве

Зрители на церемонии открытия 42-го Московского международного кинофестиваля в Москве

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Невероятное зрелище представлял пресс-центр ММКФ: места для работы там были на расстоянии более 2 м друг от друга. Но если кто-то из журналистов снимал маску или перчатки, к нему сразу подходили: наденьте это немедленно! Кинотеатр «Октябрь», фестивальный центр ММКФ, по праву может служить образцом соблюдения всех требований Роспотребнадзора. Туда просто не пускали без перчаток и масок (с собой нет — давали бесплатно). И мерили, мерили бесконечно температуру. С билетом охрана разрешала пройти в кинотеатр не ранее чем за полчаса до сеанса — чтобы народ не толпился в коридорах. Все кафе внутри были закрыты. Три этажа киноцентра, где обычно гудят и роятся толпы ценителей кино, теперь уныло пустовали. Зато залы были набиты ровно настолько, насколько позволяли меры предосторожности. И никаких очередей.

Временами «Октябрь» начинал напоминать больницу, где в инфекционном отделении проводят киноклуб. В коридорах можно было наткнуться на людей в форме скорой помощи. Но выходила новая статистика заболеваний, и то, что фестиваль вообще проходит, с каждым днем всё больше казалось чудом.

Назло болезни

Сейчас есть ощущение, что сразу после ММКФ кинотеатры закроют, и не только в столице. Не зря же именно во время фестиваля Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала открытое письмо с призывом не трогать показ. Но вряд ли кто-то верит, что в стране в ближайшее время состоится любой другой крупный фестиваль. А их до конца года должно быть еще много — как минимум во Владивостоке, Петербурге, Выборге.

Организаторы кинофестиваля «Кинотавр» с информационной табличкой о соблюдении дистанции и актриса Анна Слю

Организаторы кинофестиваля «Кинотавр» с информационной табличкой о соблюдении дистанции и актриса Анна Слю

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Ни Венеция, ни «Кинотавр», ни ММКФ не показали ни одного фильма онлайн. Фестиваль, чтобы оставаться фестивалем, должен быть очным, справедливо считают они. С большим подозрением все косились на Торонто, программу которого критики всего мира смотрели дома, лежа на диванах. Канны, напротив, сообщили, что покажут в октябре свою программу вживую, как и положено, в фестивальном дворце. Карловы Вары последовали их примеру — вернее, собираются, потому что в Чехии с коронавирусом тоже всё сложно. Лондонский МКФ прямо сейчас крутит онлайн существенную часть программы. Но он еще и увеличил число обычных площадок, теперь его картины можно будет увидеть в разных концах королевства, так что и его устроители сознают необходимость живого контакта со зрителем.

Фестиваль в условиях коронавируса становится манифестом, вызовом болезни, символом кинематографа, творческой свободы и живого общения. Кино — это коллективный просмотр в реальном кинозале с экраном. Таким его придумали Люмьеры, таким оно и остается при всех несомненных успехах Netflix. И вовсе не «Довод» доказал это в последние месяцы, а несколько смотров в разных странах, включая Россию.

Читайте также
Прямой эфир