В своих границах: как железные дороги развивают внутренний туризм


Новые вагоны начали курсировать из Москвы в Псков. Теперь путешествовать в один из древнейших городов страны стало удобнее: в новом подвижном составе есть кондиционеры, экологически чистые санитарные комнаты, розетки, USB-разъемы и даже душевые кабины. Как отмечают эксперты, комфортный транспорт подтолкнет российских туристов больше ездить по стране. При этом РЖД стремится оставить цены на оптимальном уровне и строго соблюдает все санитарные требования в вагонах. Какие еще поезда обновились и куда можно на них отравиться — в материале «Известий».
Новые поезда и вагоны
Внутренний туризм получил новый виток развития после карантина: пока границы с большинством государств еще закрыты, россияне путешествуют по своей стране. Многие отправились к природным и культурным достопримечательностям России на поездах — это недорого и удобно.
Железнодорожное сообщение активно восстанавливается. В середине июля «Ласточка» отправилась по новому маршруту Санкт-Петербург – Бологое – Валдай – Старая Русса. Как отметил в день ее запуска губернатор Новгородской области Андрей Никитин, регулярное движение позволит увеличить поток людей в регион.
— Такого маршрута действительно никогда не было, и это безусловно открывает новые возможности для жителей региона и иногородних туристов, — подчеркнул он.
Еще одна «Ласточка» в июле соединила Москву с популярными у туристов историческими поселениями — Ярославлем, Нерехтой и Костромой. За первый месяц поезда этого маршрута перевезли более 20,6 тыс. человек. Скоростной поезд запустили также между южными курортами — Адлером и Анапой. Он следует через Краснодар.
Кроме того, в середине августа начал работу новый туристический поезд «Сочи». Он проезжает по побережью Черного моря и следует из Туапсе в Гагру через Сочи.
На других маршрутах постепенно обновляется подвижной состав: современные высокотехнологичные вагоны с душем уже курсируют из Москвы в Белгород, Владивосток, Волгоград, Балаково и Читу. В начале сентября россияне отправились в таких комфортных купе и плацкартах из столицы во Псков.
Как отметил в разговоре с «Известиями» руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (МИИТ) Алексей Колин, новые поезда и вагоны действительно способствуют развитию внутреннего туризма в стране.
— В период пандемии был большой отложенный спрос, и сейчас большинство стран еще закрыты для туризма, а людям все-таки хочется движения, поэтому они вновь интересуются путешествиями именно внутри страны. И для этих целей очень хорошо подходит железнодорожный транспорт. Поток еще не достиг допандемийного уровня, но, по моей оценке, составляет 80–85% от него. Россияне возвращаются к путешествиям.
Санитарная безопасность
Особое внимание в период эпидемии на железной дороге уделяют вопросам здоровья и безопасности. В I квартале 2020-го на сети железных дорог появились 187 новых вагонов дальнего следования с системами обеззараживания воздуха. 150 из них — одноэтажные двухвагонные сцепы (купейные и плацкартные), 37 — двухэтажные купейные вагоны. Они заменят прежний подвижной состав.
Кстати, системы обеззараживания воздуха ставят и на все вагоны, проходящие модернизацию. Систему интегрируют в канал рециркуляции воздуха. Проходящие через него воздушные потоки как из вагона, так и снаружи обрабатываются с помощью мощной ультрафиолетовой лампы. В результате бактерии и вирусы в них становятся неактивными и уже не могут навредить здоровью пассажиров. А сами установки обеззараживания спрятаны под потолком салона.
Также вагоны оборудованы сервисными зонами общего пользования, аппаратами для продажи напитков и закусок, системами видеонаблюдения, электронными табло, розетками и USB-разъемами, кондиционерами. В туалетных комнатах всё соответствует современным санитарным нормам: экологически чистые туалеты, душ, пеленальные столики, бесконтактные автоматы подачи воды и мыла, автоматическая сушилка для рук.
Все поезда дальнего следования проходят тщательную дезинфекцию в депо. В пути вагоны убирают не менее четырех раз в сутки с применением обеззараживающих средств. Дезинфицируют и все постельные принадлежности, включая матрасы и подушки.
Также пассажирам измеряют температуру два раза в сутки с помощью бесконтактных инфракрасных термометров.
Цены на билеты
Расходы РЖД в период пандемии увеличились из-за необходимости соблюдать новые санитарные правила: приобретать маски и перчатки для поездных бригад, регулярно дезинфицировать составы, закупать инфракрасные термометры и т.д. Однако компания сохранила оптимальные цены на проезд и регулярно предлагает скидки.
Так, например, с 1 июля школьные билеты в двухэтажные купейные вагоны можно приобрести за половину стоимости плацкарта. Скидка распространяется на детей от 10 до 17 лет. Сэкономить позволит и другая акция: покупка билетов со 2 сентября по 31 октября в купейные вагоны поездов дальнего следования внутри страны обойдется в два раза дешевле, если взять сразу все места в купе. Скидка доступна для тех, кто планирует путешествие до 24 декабря.
А при приобретении билетов до 15 сентября на даты до 30 сентября стоимость поездки на верхних полках в купе поездов дальнего следования снизится на 50%.
По словам Алексея Колина, несмотря на то что перевозчики оказались в довольно трудном положении, цены, вероятно, повышаться не будут.
— Все перевозчики во время пандемии пережили большой спад пассажиропотока и, соответственно, снижение доходов. Конечно, финансовое состояние компаний довольно трудное, но я думаю, что у них есть некий небольшой запас, ресурс, который они пока стараются использовать. И в ближайшее время, по моей оценке, сильного увеличения тарифов не произойдет, — пояснил он в беседе с «Известиями».