Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сразу три российских вуза — Московский государственный университет им. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет и МФТИ — подтвердили свое положение ведущих учебных заведений мира. Они заняли 21-ю, 40-ю и 46-ю строчки международного рейтинга «Три миссии университета», который будет представлен в четверг, 27 августа («Известия» ознакомились с результатами накануне). Более того, специфика 2020-го позволила им за прошедший год улучшить свои позиции в глобальном соревновании 1500 вузов. Этому способствовало, в частности, усиление информационной открытости, в том числе появление онлайн-курсов на глобальных платформах. Именно этот критерий рейтинга первым отреагировал на пандемию коронавируса и запустил процесс смены парадигмы в образовании: в глобальном масштабе авторы исследования прогнозируют снижение численности иностранных студентов.

Четвертый рейтинг «Три миссии университета» в 2020 году охватил все университеты, позиционирующиеся на международном поле высшего образования, рассказали «Известиям» представители оператора исследования — Ассоциации составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР). В топ-1500 вошли университеты из 97 стран мира — на 18 больше, чем годом ранее. От России в рейтинг 2020 года вошел 101 вуз, причем три из них не только попали в первую сотню, но и улучшили свои позиции. МГУ и СПбГУ поднялись на одну строчку, заняв 21-е и 40-е места соответственно, а МФТИ, преодолев сразу пять ступенек, расположился на 46-й позиции.

Учиться, учиться и учиться

Московский международный рейтинг «Три миссии университета» оценивает три классические ключевые задачи вузов: образовательную функцию, научные исследования, взаимосвязь университета и местных сообществ.

Анализ первой миссии «Образование» показал наличие паритета между Европой и Америкой: в топ-30 субрейтинга вошли 13 университетов Старого Света и столько же — по другую сторону Атлантики. Среди «европейцев» наилучшие образовательные результаты показали Кембридж, École Polytechnique (Франция) и МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия), а из североамериканских университетов наиболее высокую оценку получили MIT и Гарвард.

р

Сразу пять вузов России вошли в топ-100 субрейтинга по группе критериев «Образование»: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ и НИЯУ МИФИ. «Российские вузы являются мировыми лидерами по победам студентов в престижных международных олимпиадах: представители России добиваются успеха в таких соревнованиях в пять раз чаще, чем учащиеся из США, и в четыре раза — чем студенты британских вузов», — указывается в публикации АСР.

Кроме того, подчеркнули авторы исследования, последние годы российские вузы демонстрировали ощутимые успехи и в привлечении иностранных студентов: в среднем по вошедшим в рейтинг отечественным учебным заведениям этот показатель составляет 11,6%, что выше, чем у конкурентов из США (10,8%).

— Ведущие отечественные вузы улучшили свои позиции в рейтинге. Это является объективным и наглядным свидетельством того, что российское образование высоко конкурентоспособно на мировом уровне, — прокомментировал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий.

Оценка научной миссии университетов позволяет сделать вывод о явном превосходстве англоговорящих стран. В топ-30 доминируют университеты США, компанию которым составляют вузы Канады, Великобритании и Австралии. Преимущество Штатов в субрейтинге «Наука» обусловлено большим исследовательским бюджетом университетов и высоким уровнем цитирования публикаций, пояснили в АСР. Из российских вузов в топ-100 университетов по уровню научно-исследовательской деятельности в 2020 году впервые вошел МГУ им. М.В. Ломоносова, а МФТИ и СПбГУ расположились во второй сотне соответствующего субрейтинга.

При оценке третьей миссии было зафиксировано наиболее богатое географическое разнообразие лидеров. В верхней части субрейтинга «Университет и общество» расположились представители Северной Америки (США, Канада), Латинской Америки (Мексика, Бразилия), Европы (Россия, Великобритания), Азии (Япония, Китай, Гонконг, Тайвань), а также Австралия.

сайт
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

«Показатели, относящиеся к «третьей миссии», стали важным подспорьем для роста российских вузов в рейтинге 2020 года. Наибольшего прогресса Россия достигла по двум показателям — количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории сайтов. Наибольший вклад в увеличение результата России внесли НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ», — отмечается в публикации АСР.

Аудитория сайтов российских вузов в 2020 году выросла в среднем на 69%, что стало беспрецедентным результатом на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов. Изменения в обоих случаях оказались следствием ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

— Результаты оценки «третьей миссии» университетов в 2020 году претерпели значительные изменения, по сравнению с 2019 годом, — рассказал «Известиям» гендиректор рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Гришанков. — Во-первых, в систему показателей рейтинга впервые был включен критерий «Транспарентность», измеряющий информационную открытость университетов. Во-вторых, группа критериев «университет и общество» стала первой, на чьей оценке уже сказалась пандемия.

Большая перемена

Так, в исследовании указывается, что наибольшее влияние в глобальном масштабе пандемия оказала на размер интернет-аудитории сайта вуза. Всего за год этот параметр драматично снизился: среднемировой показатель упал с 0,054 до 0,037 в расчете на один вуз (измеряется в промилле от мировой интернет-аудитории). Очень заметным стало падение посещаемости в странах, считающихся наиболее привлекательными для иностранных студентов — Великобритании (-46%), Швейцарии (-41%), США (-36%), Австралии (-23%). В России, напомним, прирост аудитории составил 69%.

Проректор Государственного университета управления Ксения Екимова пояснила «Известиям», что подобное расхождение может быть следствием различных коммуникативных целей сайта у нас и за рубежом. По ее словам, для Европы и США официальный портал университета — это визитка, которая носит ознакомительный характер: о научной деятельности, истории университета и контактах для связи.

— При этом у каждой образовательной программы есть сайт, где студенты могут узнать расписание, войти в личный кабинет и решить свои вопросы. Если сайт программы расположен на домене университета, то данные о посещаемости у них будут считаться раздельно. В этом нет необходимости. Официальный сайт — для инвесторов, журналистов и партнеров, а сайт программы — для внутренних коммуникаций. И если падает посещаемость у «визитки», значит, коммуникации программ работают отлично, — уточнила эксперт, добавив, что в России сайт популярен в режиме «одного окна»: университеты размещают на официальном портале всю информацию для различных категорий пользователей.

иностранные студенты
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Как полагают составители рейтинга, в глобальном масштабе снижение размера аудитории может быть предвестником больших изменений на мировом рынке образования: потенциальные студенты из-за рубежа стали реже всерьез интересоваться возможностями переезда в другие страны ради учебы. Многие исследователи в этой связи предполагают, что доля иностранных студентов может сократиться даже в ведущих университетах.

Доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев согласен, что закрытие границ ударит по странам-лидерам с высокой долей иностранных студентов — Австралии (28% зарубежных студентов), Канаде (21%), Великобритании (21%), Новой Зеландии (15%), Франции (13%), Нидерландам (12%), Швеции (11%) и Финляндии (10%).

— Что касается России, большая часть обучающихся иностранных студентов — выходцы из Средней Азии, других стран СНГ и Китая. Их социальная мобильность заметно ниже европейцев, что может снизить и возможные издержки, — полагает эксперт, добавив, что в любом случае система образования стоит на пороге значительных перемен.

Еще одно изменение, которое определили ограничения при пандемии, — рост предложения на рынке онлайн-обучения, который зафиксирован составителями рейтинга «Три миссии университета». Количество массовых открытых онлайн-курсов, размещенных на крупнейших глобальных платформах, за год выросло с 3,5 до 5,3 в среднем по всем участникам рейтинга. Прирост этого показателя у университетов России в среднем составил 77%, у вузов США — 71%, в Австралии — 63%. Германия и Франция наращивают количество онлайн-курсов медленнее — прирост у этих стран составил 28% и 7% соответственно.

Но, например, Александр Тимофеев считает, что о полном и окончательном переходе образования в онлайн говорить пока нельзя. По его мнению, большинство студентов относятся к этому» как к вынужденной мере, но не как к достойной альтернативе традиционному образованию, соглашаясь с постулатом: дорогое и элитное образование на то и дорогое, что должно предполагать личный контакт с педагогом.

Справка «Известий»

Формирование московского международного рейтинга «Три миссии университета» инициировано Российским союзом ректоров в соответствии с поручением Владимира Путина и реализуется с использованием президентского гранта. Поддержку проекта осуществляет компания Clarivate Analytics, являющаяся поставщиком данных и метрик из InCites и Global Institutional Profiles Project (GIPP). Пилотная версия рейтинга была опубликована в декабре 2017 года, вторая версия рейтинга — в ноябре 2018 года, третья — в сентябре 2019 года. Рейтинг прошел независимый аудит компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», входящей в глобальную сеть PwC.

Читайте также
Прямой эфир