Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Александр Журбин готов представить свои новые произведения даже при полупустом зале, считает, что поход в театр ценен как древний ритуал, и мечтает, сидя на морскому берегу, смотреть на закат с бокалом вина. Об этом популярный композитор рассказал «Известиям» в преддверии своего юбилея — 7 августа мэтру исполняется 75 лет.

— На сентябрь намечен старт вашего юбилейного фестиваля. Состоится ли он? И если да, вы готовы к тому, что заполненность залов будет не более 50%, как того требует Роспотребнадзор?

— Вы рисуете грустную картину. В неполном зале — это знают все артисты — не бывает успеха. Никто особенно не аплодирует, не кричит «браво» и «бис». У людей в неполном зале всегда есть ощущение: что же это я, дурак, пришел, купил билет, а остальные остались дома…

Но, конечно, сейчас ситуация другая. Пандемия, опасность заражения, масочно-перчаточный карнавал продолжается. Поэтому если разрешат провести намеченные концерты и спектакли — мы их проведем. Вы же понимаете, как всё это было сложно устроить, договориться с залами, коллективами, дирижерами, солистами, которые давно занесли эти даты в свои календари.

Малейшее изменение — и всё, как карточный домик, начнет рушиться, и не будет никакого юбилейного фестиваля. А ведь такой важный юбилей — раз в жизни. Столетний — еще более значимый, но мало кто до него доживает.

Мария Максакова, Николай Басков и Александр Журбин

Мария Максакова, Николай Басков и Александр Журбин во время премьеры оперы «Альберт и Жизель» в концертном исполнении на сцене Большого зала Московской консерватории, 2012 год

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Рентабельно ли устраивать большие концерты в полупустом зале?

Мой фестиваль — абсолютно некоммерческое событие. Поэтому мы будем билеты в основном не продавать, а раздавать, приглашать людей бесплатно. Сколько придет, столько и будет. Главное, чтобы прозвучали все намеченные произведения. Большинство мероприятий будут со свободным входом.

— По вашему ощущению, публика уже готова вернуться в концертные залы?

— Это зависит от многих обстоятельств. И прежде всего от того, что будут говорить по радио и телевидению и как поведет себя коронавирус. Я уверен, что народ истосковался по музыке, театру, живому общению. Да, мы все знаем, что интернет, YouTube, да и просто телевидение кормили нас всё это время изысканными яствами — операми, балетами, концертами в самых разных жанрах, с участием звезд мирового класса. Но известно и то, что люди от этого очень скоро устали, притомились.

Многие поняли, что есть огромная разница между посещением великого театра — Большого, Метрополитен-оперы, Гранд-опера в Париже — и просмотром спектакля на экране своего компьютера или телевизора. Да, конечно, на экране лучше видно и слышно, и еще добавлены субтитры и комментарии разных умных людей. И все-таки это не сравнить с тем ощущением, когда вы приходите в театр, вальяжно снимаете верхнюю одежду, раскланиваетесь со знакомыми, а в антракте обсуждаете в буфете увиденное и услышанное.

Это всё — ритуал, известный со времен Древней Греции. И отказываться от него не хочется. Думаю, человечество вернется к нему очень быстро. Посмотрите, как во всем мире сразу после снятия карантина заполнили летние веранды ресторанов.

— Как вы провели карантин и самоизоляцию? Вы ведь живете на два континента.

— Ну о двух континентах пришлось сразу забыть. Мы с женой оказались на этом берегу пруда, то есть в Москве. Поездка в Европу или в США стала невозможной уже в начале марта. Причем наиболее опасной казалась сама поездка — в этом нас убеждали наши телегуру. Говорили, что именно в самолетах и распространялась зараза, поскольку никуда из замкнутого пространства не убежать. Поэтому мы с моей женой не стали рисковать и всё это время провели в Москве и Подмосковье.

Конечно, многое пришлось пропустить, потерять — у нас были запланированы поездки в Германию, Италию, Францию, США, где-то отдых, где-то гастроли, а где-то и то и другое. Но мы не ропщем и не жалуемся — пандемия коснулась абсолютно всех, и почти каждый житель Земли потерял многое, некоторые потеряли почти всё.

журбин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Зато, наверное, у вас было больше времени для творчества.

— Да, лично для меня эта вынужденная пауза оказалась благотворной. Вообще жизнь в некотором добровольном заточении для художника (в широком смысле слова) — совершенно обычная вещь. Живописец пишет маслом, скульптор ваяет, писатель складывает слова, композитор сочиняет. Всё это делается в одиночестве, наедине с самим собой. Ну разве кроме таких редких случаев, как Ильф и Петров или Илья и Эмилия Кабаковы.

Я в этом смысле не исключение и был счастлив, что у меня полно свободного времени, не надо никуда торопиться, никаких премьер, вернисажей, поездок, просто сиди у рабочего стола и вкалывай. А для меня, скажу честно, это самое большое в жизни удовольствие. Всё остальное — семья, путешествия, вкусная еда, изысканные напитки, книги, фильмы — тоже крайне важно, но на втором вместе. На первом — работа.

— Много написали?

— Огромные партитуры двух опер, они будут представлены в программе фестиваля. Музыку к фильму «Любовь и монстры» и к спектаклю «Чиполлино» в театре Образцова. А еще закончил Шестую симфонию. Так что время зря не прошло.

— Сейчас многие режиссеры, композиторы, художники замечают, что предвидели события текущего года. Вы почувствовали это? Может, какие-то ваши старые произведения теперь, после пережитых событий, будут восприниматься по-новому?

Да, у меня есть одно такое произведение. Это симфония «Город чумы». Она впервые прозвучала в 2010 году, ровно за 10 лет до нынешней пандемии. В ней девять частей суммарной продолжительностью более полутора часов, использованы 12 языков, включая латынь и арамейский. Я хотел недавно выложить запись в соцсети, но меня отговорили. И правда, вряд ли кому захочется слушать сейчас про ужасные события в период чумных эпидемий, особенно если заболел кто-то из знакомых или родственников. Должно пройти какое-то время. Впрочем, желающие смогут найти это мое сочинение в интернете.

журбин
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— Название сочинения — пугающее. А ведь ваше творчество больше ассоциируется как раз с позитивом, вы не боитесь юмора, хотя для современной академической музыки это совсем нетипично.

Да, юмор сейчас почти исчез из музыки. Последними великими юмористами были, пожалуй, Прокофьев и Шостакович, хотя их юмор скорее не смешной, а гротесковый, саркастический. А нынешние серьезные композиторы иронии чураются. Они скорее давят на пафос, слезу, трагедию, вы должны выйти из зала после их музыки подавленными, а иногда и раздавленными.

Я же по-прежнему улыбаюсь. И всегда смотрю на светлую сторону жизни. Считаю, что какой бы мрачной ни была тема, история, сюжет музыкального произведения, всё равно задача художника — дарить людям надежду. Именно этим я и занимаюсь.

— Вам исполняется 75. С какими чувствами встречаете эту дату?

Могу сказать, что я доволен своей жизнью и судьбой. Моя биография оказалась удивительной и неправдоподобной. Начал в далеком провинциальном Ташкенте, в немузыкальной семье, без связей и денег и, пройдя гигантский путь, стал тем, кто я есть. Не так уж плохо.

Всегда считал и считаю, что главное — сохранить себя. Уберечь то, что дано тебе природой. Не поддаваться на соблазн, не увлекаться ерундой. Делать свое дело. По-моему, мне это удалось. Впрочем, пока не хочу ставить точку. Еще много планов, многое не окончено.

И еще очень хочется немного пожить в свое удовольствие с любимой женой, сыном, внуками. Сидя где-нибудь в домике у моря, смотреть на закат с бокалом хорошего вина, читать мудрую книгу и немного сочинять музыку — вот моя мечта! Но до нее пока далеко. Надо работать.

Справка «Известий»

Александр Журбин окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем — Институт имени Гнесиных по классу композиции, а также аспирантуру Ленинградской консерватории. Написал одну из первых советских рок-опер — «Орфей и Эвридика». Работал как в академическом, так и в популярном жанре. В период жизни в США организовал русско-американский театр «Блуждающие звезды». Автор 13 опер, трех балетов, более 30 мюзиклов.

Читайте также
Прямой эфир