Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В сфере онлайн-торговли разгорается скандал, который затронет и продавцов, и покупателей. По данным ритейлеров, из-за новых СанПиНов по предоставлению услуг населению — проект уже находится на утверждении в Роспотребнадзоре — доставка товаров из магазинов может подорожать вдвое, в среднем до 600 рублей. Согласно документу, будет запрещено перевозить бытовую химию в автомобилях, доставляющих продукты питания. То есть один заказ, в котором есть, к примеру, колбаса и стиральный порошок, придется отправлять покупателям разным транспортом. Такая перспектива крайне обеспокоила Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), которая направила письмо главному санитарному врачу Анне Поповой (есть у «Известий»).

На двух машинах

Ритейлеры подготовили негативный отзыв на новый проект «Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению». СанПиН направлен в Роспотребнадзор на утверждение, его разработчик — Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения. Документ содержит излишние требования, сказано в письме АКИТ от 4 августа на имя главного санитарного врача Анны Поповой. «Известия» ознакомились с обращением.

Один из пунктов проекта СанПиН гласит: нельзя перевозить товары бытовой химии транспортом, предназначенным для продуктов питания, питьевой воды. Однако такой запрет может крайне негативно сказаться на бурно развивающейся отрасли интернет-торговли, уверены в ассоциации. В этом случае будет невозможно перевозить в одном автомобиле продукты питания и бытовую химию, что приведет к серьезным дополнительным затратам при доставке заказов.

Бытовая химия
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

Между тем технический регламент «О безопасности пищевой продукции», который имеет приоритет над национальным законодательством РФ, допускает совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов, если их контакт при этом исключен, указано в отзыве ассоциации. АКИТ предлагает привести новый документ в соответствие с техрегламентом и снять строгий запрет.

Дополнительные расходы компаний из-за новых требований возрастут в два раза. В итоге стоимость доставки увеличится пропорционально, сейчас она составляет в среднем по России 300–350 рублей, — сказал «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов. — Интернет-компании нацелены на оптимизацию бизнеса и снижение логистических расходов, чтобы удешевить доставку. Это делается в основном за счет расширения ассортимента, который предлагается покупателям. Сегодня компании осуществляют совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов, при этом их прямой контакт исключен: товары отделены не только первичной упаковкой, но и вторичной, а также размещены в автомобиле в разных секциях.

Бытовые проблемы

Действительно, новые требования можно назвать чрезмерными, сказал «Известиям» пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко.

И бытовая химия, и продовольственные продукты производятся, а также упаковываются с учетом всех современных требований по безопасности, сохранению целостности тары при транспортировке, — сказал он. — Раздельная транспортировка бытовой химии и продуктов питания приведет к дополнительным расходам: в нашем случае придется использовать различный автотранспорт при перевозке сборных грузов от поставщиков в магазины. Свое экспертное заключение по данному вопросу АКОРТ направила в профильные ведомства.

Илья Власенко добавил, что если новые ограничения коснутся курьерских служб, которые везут товары покупателям, то различный транспорт понадобится и им. В итоге доставка подорожает — более того, она станет неудобной: вместо одного заказа придется принимать несколько и, скорее всего, в различное время.

В пресс-службе Роспотребнадзора «Известиям» пояснили, что в проекте документа предложено запретить совместную перевозку продуктов питания с агрохимикатами и товарами бытовой химии, которые в своем составе содержат чрезвычайно опасные и высокоопасные химические вещества.

Товары интернет-магазина
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

— При совместной перевозке может произойти контаминация, то есть загрязнение продуктов питания веществами, которые могут привести к серьезным аллергическим и токсическим реакциям у человека при нарушении целостности упаковки, — отметили в службе. — Риск нарушения целостности упаковки при транспортировке любыми видами транспорта, даже вручную, многократно увеличивается.

В Роспотребнадзоре пояснили, что речь идет о химикатах I и II классов опасности. Однако в АКИТ отмечают, что в документе ничего не говорится про классы опасности. Пункт. 3.1 проекта, о котором идет речь, касается товаров бытовой химии (ТБХ) без дополнительной конкретики. К тому же, как выяснили «Известия», высокоопасные вещества вообще запрещено использовать в ТБХ по техрегламенту Таможенного союза.

Президент Союза потребителей России Петр Шелищ сказал, что Роспотребнадзор должен обосновать и конкретизировать новую норму. Ее можно будет считать рациональной и необходимой, если будет доказано, что молекулы стирального порошка проникают, условно говоря, в колбасу при их совместной перевозке.

Роспотребнадзор исходит из того, что у СанПиНов приоритет перед техническим регулированием, отметил эксперт. Служба опирается на них при осуществлении госконтроля. Поэтому реализация нормы спровоцирует увеличение расходов компаний, которые они перенесут на потребителей.

Стиральный порошок
Фото: Depositphotos

Люди уже складывают продукты и бытовую химию в один пакет при покупках — неясно, почему нельзя транспортировать такие товары вместе, — отметил он. — Раньше совместная транспортировка продукции могла быть некачественной: упаковка товаров была другой, но теперь это неактуально.

Руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк сказал «Известиям», что ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 КоАП. Максимальное наказание — приостановка деятельности на срок до 90 суток.

В Федеральном научном центре медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения не предоставили оперативный ответ. В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сказали, что проект СанПиНа в ведомство на рассмотрение не поступал. Но в министерстве уверены, что есть способы, которыми можно нивелировать риски для жизни и здоровья населения. Например, обеспечить отсутствие прямого контакта рассматриваемых товаров. В «Утконосе», «Ашане», «Окей», Ozon не ответили на запросы «Известий».

Читайте также
Прямой эфир