
Учебная подмога: на поддержку сельских школ выделяется более 3 млрд рублей в год

Россия должна войти в десятку стран с самым высоким уровнем образования — такая задача была поставлена указом президента о национальных целях развития страны на период до 2030 года. Но на пути достижения этой цели лежит еще немало трудностей, особенно в том что касается образования в сельских районах. К примеру, в селе Канаши Курганской области вот уже несколько лет ждут открытия новой школы, обещанной еще к декабрю 2018 года. И подобная ситуация наблюдается не только в глубинке. В столичном регионе, в селе Ершово (Одинцовский городской округ), люди требуют построить новую школу из-за непригодности старого здания. О том, как решается проблема нехватки школ в российских селах, — в материале «Известий».
Кто-то ждет, а кто-то требует
Жители села Канаши Курганской области с 2017 года ждут, когда будет введена в эксплуатацию новая школа, рассчитанная на 155 мест. По планам местных властей, она должна была открыться еще в декабре 2018-го, однако и спустя почти два года ученики вынуждены получать знания в ветхом старом здании.
В июле отчаявшиеся одолеть сопротивление бюрократов жители входящего в Одинцовский городской округ села Ершово вывесили на своих домах плакаты с требованием построить новую школу в рамках реализации национального проекта «Образование». Здание старой школы в последний раз ремонтировалось более 20 лет назад и не соответствует ни современным критериям образовательного процесса, ни требованиям безопасности.
Но не всё так плохо, как может показаться чрезмерно придирчивому наблюдателю. Работа по осуществлению положений нацпроекта «Образование» активно идет во многих сельских районах России. Вот только несколько примеров с мест. До конца года планируется завершить строительство новой школы в селе Корнилово под Томском, рассчитанной на 200 мест. По планам местных властей, это должно будет решить проблему с ученическими местами на ближайшие 5–10 лет. В целом же до 2025 года в Томской области должны появиться 35 новых школ, которые дадут в регионе более 19 тыс. новых учебных мест. В селе Толон Ленского района (Якутия) идет строительство новой школы с детским садом и интернатом, которая заменит старое деревянное здание.
Опора на соседнее село
Проблема сельских малокомплектных школ стала последствием оттока населения из-за экономических процессов 1990-х. Именно поэтому несколько лет назад и был выбран принцип создания опорных школ в центральных усадьбах и крупных селах, куда привозят на учебу детей из окрестных деревень, объяснил в разговоре с «Известиями» первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
— В связи с этим перед органами власти на местах и субъектами РФ, да и в целом перед правительством, встала задача, как перестраивать систему образования таким образом, чтобы ребята даже из таких маленьких населенных пунктов могли бы получать достойное образование, — пояснил Рязанский. — Говорят, что, если нет школы, умирает деревня, но мне кажется, что это происходит из-за отсутствия работы: люди начинают покидать эти села, отсюда и малокомплектные школы. Поэтому был взят базовый принцип создания опорных школ в более крупных населенных пунктах. В общем, практика эта себя оправдывает, потому что ребята из таких опорных базовых школ совершенно спокойно попадают в высшие учебные заведения.
По словам же директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, последние 20 лет Россия недостаточно вкладывала средства в ремонт школьных зданий, что привело к их изношенности и неадекватности современным требованиям к образовательному процессу. «По оценкам экспертов ,мы ни разу не превысили планку в 70% ученических мест, которые соответствуют современным требованиям», — говорит Абанкина.
— У нас есть регионы, где не только недостаточно школ, но и имеющиеся не обладают необходимыми коммуникациями и в целом находятся в очень плохом состоянии. Проблема заключается в том, что эти школы сложно переоборудовать под современные требования к образованию. Например, крайне затруднительно провести в них интернет. Перед нами стоит сама по себе задача обновления школьной инфраструктуры, создания отвечающих современным требованиями и вызовам школьных пространств. Именно поэтому в 2018 году было принято решение прекратить закрытие сельских школ, развивать уже имеющуюся инфраструктуру и заняться строительством новых школ в сельской местности, — подчеркнула директор Института развития образования НИУ ВШЭ.
Инвестиции в будущее
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения, строительство школ и обновление инфраструктуры образовательных учреждений в сельской местности — приоритетные задачи для ведомства и региональных органов управления образованием, работа над которыми идет в рамках подпрограммы «Сельская школа», входящей в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Реализация нацпроекта рассчитана на 2019–2024 годы.
— Только в рамках данной подпрограммы ежегодно выделяется более 3 млрд рублей на создание новых мест в сельских школах и строительство новых. Уже в этом году в рамках программы будет введено около 3,5 тыс. новых мест. Этой задаче подчинен также ряд иных федеральных и региональных программ. Вопрос организации соответствующего контроля над ходом строительства школ и детских садов регулярно прорабатывается с каждым регионом, — подчеркнули в Минпросвещения.
В целях повышения качества инфраструктуры общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках федерального проекта «Современная школа» на базе сельских школ также создаются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Цель таких центров — совершенствование методов обучения предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а также обновление материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. В 2019 году их было создано более 2 тыс., а в этом году будет открыто уже свыше 3 тыс. центров, рассказали в пресс-службе ведомства.
Как сообщалось в 2018 году, в общей сложности на нацпроект «Образование» из федерального бюджета будет направлено порядка 674 млрд рублей в течение шести лет.
Различия по регионам
В целом сегодня вполне можно говорить о том, что в российских школах, причем и в сельской местности, нет серьезного дефицита школьных мест, однако ситуация очень различается по регионам, отметила Ирина Абанкина.
— Сейчас мы видим очевидный демографический рост в стране. Из-за этого у нас по СанПиН сняли все ограничения на наполняемость, и сейчас во многих городах это 30–32 человека там, где действительно есть плотность населения и такие классы можно организовать, — подчеркнула Абанкина. — Но там, где речь идет о регионах с очень низкой плотностью населения, где между населенными пунктами большие расстояния и серьезные препятствия в виде рельефа и климатических условий — там нет возможности значительно увеличить наполняемость класса и приходится считаться с этими особенностями в организации сети образовательных учреждений. Иногда за средними цифрами нехватки мест скрывается очень глубокая дифференциация по регионам, поэтому для России все эти задачи остаются актуальными.