По справедливости: почему «перекрёстку» в энергетике решили реформировать
Тарифы на передачу электроэнергии для сельхозпроизводителей, предприятий малого и среднего бизнеса могут снизиться на 5% в среднем по стране, а в отдельных регионах — на 15% и более. Это предусматривает реформа системы перекрестного субсидирования, предложенная Минэнерго. Сейчас законопроект проходит финальные процедуры согласования в правительстве. Госдума может рассмотреть его уже в осеннюю сессию. Подробнее — в материале «Известий».
История вопроса
Перекрестное субсидирование в энергетике появилось в 1990-х годах: низкие цены на электричество стали мерой социальной поддержки граждан. С тех пор тарифы выросли, но все равно не дотягивают до экономически обоснованного уровня. Издержки компенсируют другие потребители.
Сначала нагрузка распределялась равномерно. После энергореформы «перекрестка» оказалась заперта в распределительном сетевом комплексе, который обеспечивает электричеством население, социально значимые и муниципальные объекты, значительную часть предприятий. Только крупная промышленность освобождена от участия в перекрестном субсидировании благодаря прямому подключению к магистральным электросетям.
В экономике сложился дисбаланс: одни потребители платят социальный квазиналог, другие избавлены от него. В числе «доноров» оказались 99% всех сельхозпроизводителей, а также малый и средний бизнес, поддержка которого — один из приоритетов государства. Цена вопроса, по данным ФАС России, составляет около 238 млрд рублей в год.
Тарифная дискриминация стимулирует все большее число предприятий задуматься о подключении к магистральным сетям или искать решения в сфере развития малой энергетики. По разным оценкам, на собственную генерацию может приходиться до 23 ГВт при общей мощности российской энергосистемы 246 ГВт.
В итоге растут затраты на содержание сетевой инфраструктуры у остальных потребителей, сокращаются объемы финансирования инвестиционных программ энергокомпаний. Старение распределительных сетей угрожает стать долгосрочной проблемой.
Справедливое распределение
Решение вопроса делится на две составляющие. Первый шаг — устранение дисбаланса. На это нацелены законодательные инициативы Минэнерго.
— Предлагается пропорционально объему потребления электроэнергии распределить объем перекрестного субсидирования населения между всеми потребителями сетевого комплекса — распределительного и магистрального, проще говоря — распределить перекрестное субсидирование равномерно и справедливо, — пояснил замминистра Юрий Маневич на энергетическом форуме, прошедшем в конце июля в рамках Недель российского бизнеса РСПП.
По расчетам, максимальная нагрузка, приходящаяся на крупный бизнес, составит 39 млрд рублей в год, или около 17% от общего объема перекрестного субсидирования. Но даже в этом случае тарифы для крупной промышленности будут примерно на 10% ниже, чем для потребителей распределительных сетей на высоком напряжении.
Если закон примут, то единые (котловые) тарифы в распределительном комплексе снизятся в среднем на 5%. По отдельным регионам эффект будет сильнее: более 15% в Белгородской и Волгоградской областях, более 10% в Кузбассе и Челябинской области. Разница зависит от объема субсидирования в каждом конкретном субъекте и от числа крупных предприятий, подключенных напрямую к магистральным сетям.
Адресная помощь
Это не значит, что конечные цены на электроэнергию резко изменятся. Они складываются из многих составляющих. Ключевую роль играет генерация: в среднем по России ее «вклад» оценивается более чем в 51%. Такие данные были озвучены на «круглом столе» профильного комитета Госдумы.
Но предложенные меры могут быть ощутимы. Минэкономразвития посчитало, что равномерное распределение нагрузки позволит увеличить финансовый результат малых и средних предпринимателей на 1% в целом по стране, бюджетные организации сэкономят более 1,3 млрд рублей. При этом финансовый результат крупного бизнеса, подключенного напрямую к магистральным сетям, снизится не более чем на 0,3%.
Второй шаг — постепенное уменьшение объема перекрестного субсидирования и адресная помощь льготным категориям населения по аналогии с системой, принятой при оплате услуг ЖКХ. Сейчас благодаря «перекрестке» максимальную поддержку получают богатые домохозяйства с высоким уровнем энергопотребления.
Такой сценарий рассматривается, но правительство и Госдума сходятся во мнении, что это не одномоментный процесс.
— Нужны системный и комплексный подход, а также механизмы ступенчатых тарифов в зависимости от объема потребления по точкам доступа, — отметил глава думского комитета по энергетике Павел Завальный.
Имеются в виду тарифные планы вроде тех, что есть у операторов сотовой связи. Например, в Крыму с советских времен действует система, когда тариф ступенчато зависит от объема потребления. Такой опыт есть и за рубежом.
Само по себе перекрестное субсидирование — это не отечественное изобретение. Этот инструмент используется во многих странах. Эксперты KPMG провели исследование и посчитали, что объемы «перекрестки» в Великобритании, Франции и США превышают российский уровень в 2–3 раза, в Германии — в 5 раз. Но в роли «донора» нередко выступает население, субсидируя развитие «зеленой» энергетики или компаний-экспортеров.