Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Рост черных списков банковских клиентов замедлился — в 2019 году число новых «отказников» уменьшилось по сравнению с 2018-м почти на 30%, говорится в отчете Росфинмониторинга («Известия» с ним ознакомились). Это означает, что кредитные организации стали более эффективно отслеживать схемы отмывания денег и реже блокировать «подозрительные» операции. Также банки реабилитировали в три раза больше клиентов. В финансовых организациях «Известиям» подтвердили тенденцию. Она может быть связана с повышением грамотности граждан, с переходом к рассмотрению предварительных заявок, которое не влечет процедуру отказа, а также с новыми правилами ЦБ по ведению черного списка клиентов. Однако проблема излишней бдительности банков по-прежнему остро строит перед бизнесом, отмечают эксперты.

Заградительные меры

В прошлом году число новых клиентов-«отказников» сократилось практически на 30% по сравнению с 2018-м, следует из годового отчета Росфинмониторинга. В документе отмечается, что среди физлиц показатель снизился на 30%, среди ИП — на 35%, среди юрлиц — чуть менее 20%. В отчёте не уточняется, сколько клиентов получили отказы в прошлом году. По данным Минэкономразвития на сентябрь 2019-го, «меры репрессивного характера» испытали на себе не менее 750 тыс. предпринимателей.

К такой категории клиентов относятся юрлица, физлица и ИП, которым организация финансового рынка отказала в проведении операции или в заключении договора банковского счета, а также те, кого прекратили обслуживать на основании «антиотмывочного» закона (115-ФЗ), уточнили в Росфинмониторинге.

Справка «Известий»

С 2017 года ЦБ ведет черный список клиентов, которым когда-либо отказали в обслуживании или проведении операции, и регулярно направляет его в банки. Попадание компании или физлица в перечень не выступает однозначным основанием для отказа в обслуживании, однако зачастую банки предпочитают не связываться с такими лицами.

В отчётах по итогам 2018 и 2017 годов динамику работы с «отказниками» Росфинмониторинг не приводил. Из документа за 2016 год следует, что банки отклонили заявки на обслуживание порядка 350 тыс. клиентов, что превысило аналогичные показатели предыдущего (2015) года в 2,6 раза.

«Количество отказов с каждым годом неуклонно сокращается, что говорит не только об уменьшении числа незаконных операций в экономике, но и о более взвешенном, осознанном выполнении как банками, так и их клиентами требований закона», — говорится в отчете по итогам 2019 года.

Сомнительному верить: банки на 30% реже стали отказывать клиентам в обслуживании
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Одновременно с сокращением числа «отказников» в прошлом году, кредитные организации реабилитировали в три раза больше клиентов — их число выросло с 8 тыс. до 23 тыс., говорится в документе Росфинмониторинга.

Снижению числа отказов в обслуживании способствовал конструктивный диалог с бизнес-сообществом: в 2019 году были подготовлены рекомендации для предпринимателей по вопросам «антиотмывочного» законодательства, заявили «Известиям» в Центробанке. Там отметили, что с апреля прошлого года также изменился алгоритм направления в финансовые организации сведений об отказах в зависимости от уровня риска уже совершенных клиентом операций.

Кроме того, с 2018 года действует процедура реабилитации для клиентов, которые столкнулись с неправомерными отказами кредитных организаций: за это время банки аннулировали свыше 53 тыс. отказов, реабилитированы были более 24 тыс. клиентов, подчеркнули в ЦБ.

В целом Служба по финансовому мониторингу отметила эффективность работы превентивных механизмов для снижения объемов теневой экономики. В 2019 году применение заградительных мер позволило пресечь вывод в нелегальный оборот на 15% больше денежных средств, чем в 2018 году, — более 200 млрд рублей, следует из документа. В Росфинмониторинге отметили, что госорганы обладают и другими эффективными методами борьбы со злоумышленниками: например, это выявление и арест похищенных активов за рубежом. Только в 2019 году для возврата в Россию переданы материалы более чем на 50 млрд рублей.

Банки видят

Тренд на сокращение числа «отказников» «Известиям» подтвердили в ПСБ и банке «Зенит». Это может быть связано с повышением финансовой грамотности клиентов, разъяснительной работой банков относительно требований «антиотмывочного» закона по корректной работе со счетами и соблюдению норм при оформлении сделок, считают в Промсвязьбанке. В кредитной организации добавили, что в последнее время также риски обналичивания смещаются от физлиц в сектор розничных торгово-сервисных предприятий, ведущих реальную деятельность и имеющих наличную выручку — это объясняет более позитивные показатели для «физиков».

Сомнительному верить: банки на 30% реже стали отказывать клиентам в обслуживании
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Тенденция в банке «Зенит» связана с привлечением более качественного сегмента бизнеса, а также с организацией рассмотрения предварительных заявок на открытие счета, которая не влечёт за собой процедуру отказа, пояснила начальник департамента финмониторинга кредитной организации Людмила Соколова. Она отметила, что в начале 2020-го количество отрицательных решений по обслуживанию снизилось из-за сокращения заявок на открытие счетов во время пандемии.

В банке «Открытие» «Известиям» сообщили, что отказывают клиентам в проведении операций только при наличии обоснованных подозрений в совершении клиентом высокорискованных, сомнительных операций.

Примерно в 15% случаев банки блокируют счета без объяснения причин, поделился статистикой с «Известиями» ведущий юрист компании «Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. По его словам, в «антиотмывочном» законе содержатся обтекаемые формулировки, согласно которым подозрительной может оказаться практически любая операция. К трансакциям, подлежащим обязательному контролю, относятся любые операции, превышающие 600 тыс. рублей, сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн рублей, а также денежные поступления из-за рубежа свыше 100 тыс. рублей, привел примеры юрист.

Зачастую банки, боясь штрафов от регулятора, не пытаются разобраться в ситуации и на всякий случай блокируют всё. А потом уже начинают разбираться с тем, кто предъявляет претензии. Надо заметить, делают они это долго, и не всегда решение меняется на положительное для того, чей счет заблокирован, — считает Павел Уткин.

Иногда после заморозки счёта банки просят от представителей МСП плату за оперативное открытие нового: поскольку каждый день простоя крайне дорого обходится бизнесу, предприниматели соглашаются, знает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. По его оценкам, лишь 15% всех блокировок действительно связаны с «отмывкой», тогда как остальные представители бизнеса страдают из-за ошибок банков или из-за неправильно заполненных данных.

Читайте также
Прямой эфир