Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
В Мьянме произошло землетрясение магнитудой 4,8
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Мир
В Нигерии рассказали о риске затопления почти всех штатов страны
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили технику и блиндажи ВСУ в зоне проведения СВО
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
В Забайкальском крае установили 36 виновников природных пожаров
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Портреты Брежнева, экспозиционные стенды, стилизованные под советские шкафы-стенки, красные транспаранты на стенах... Это не декорации кино про СССР, а антураж главной летней выставки Третьяковской галереи: «НЕНАВСЕГДА». После нашумевшего проекта «Оттепель», посвященного хрущевскому времени, музей решил представить искусство периода застоя: от 1968-го (ввод танков в Прагу) до 1985-го (начало перестройки). В итоге получился не просто сборник художественных достижений за два десятилетия, а попытка психологического анализа эпохи. «Известия» оценили получившийся экскурс в прошлое и интерес к нему со стороны посетителей.

В маске к генсеку

«НЕНАВСЕГДА» должна была открыться еще в апреле. Но пандемия коронавируса заставила перенести проект на июль, и это вторая выставка Третьяковки после возобновления работы музея. Первой стала представленная несколько дней назад экспозиция «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина», вход на которую по средам бесплатный. А вот на «НЕНАВСЕГДА» в любом случае придется купить билет. Показательно, что это, как и необходимость носить маску, публику не останавливает.

Посетительница на выставке «Ненавсегда»

Посетительница на выставке «Ненавсегда»

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Утром в будний день в здании на Крымском Валу вполне достаточно зрителей. Не сказать, что ажиотаж (и слава богу!), до максимального количества, указанного на табличке у входа в каждый зал, далеко, но ненамного меньше, чем в аналогичное время в Новой Третьяковке до карантина. Если, конечно, не считать хитовые ретроспективы художников XIX века. Впрочем, «НЕНАВСЕГДА» вряд ли могла бы претендовать на сопоставимую народную любовь, даже будь она открыта в старые добрые годы музейного бума. Слишком далека и в то же время близка нам эта тема. И если оттепель — уже история и вдобавок сюжет светлый, оптимистический, то застой может «порадовать» разве что сильным ностальгическим привкусом и тем спонтанным узнаванием, которое сразу делает явление более близким.

Так, например, едва войдя в первый зал, зрители ловят себя на мысли, что им знаком облик фальш-стен, на которых размещены экспонаты. За основу, очевидно, были взяты шкафы-стенки — атрибут всех хороших домов позднего СССР, поэтому даже нынешняя молодежь могла застать их в детстве. Впрочем, дизайнеры выставки не злоупотребляют «декорациями». На первом плане здесь — само искусство. И в отличие от «Оттепели» — пестрой, полной самых разных исторических артефактов — «НЕНАВСЕГДА» больше сосредоточена на работах художников.

Между шкафом и Цоем

Как и во всех концептуальных проектах Третьяковки за последние годы, сильная сторона «НЕНАВСЕГДА» — драматургия. Зрителя бережно проводят от одной темы к другой, группируя вокруг него произведения и выстраивая все это в увлекательное повествование. И здесь есть сильные режиссерские идеи. Так, в первом зале сконцентрирован официоз — портрет Брежнева, к которому подводит красная дорожка, мозаики Нади Леже с изображением генсека, а также министра культуры Фурцевой... Но слух улавливает звуки песни-гимна перестройки «Перемен», доносящиеся из соседнего помещения. Там выставка, выстроенная кольцом, заканчивается, и финальная точка маршрута — экран с фильмом «АССА» Сергея Соловьева, где хит Виктора Цоя впервые и прозвучал для широкой публики.

Мозаичные портреты Л. И Брежнева (1981 г.) и Е. Ф. Фурцевой 91981 г.) работы Нади Леже , представленные на выставке «Ненавсегда»

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Среди других кураторских находок — размещение на верхнем этаже знаменитого альбома Ильи Кабакова «Вшкафусидящий Примаков». Его герой — человек, в детстве спрятавшийся от мира в шкафу, мечтавший улететь в небо и в конце концов загадочно исчезнувший. Само пространство — эдакая антресоль, постскриптум огромного выставочного зала — становится созвучно экзистенциальной истории, столь показательной для творчества Кабакова и самоощущения творческой личности в те годы.

Конечно, помимо Кабакова на выставке представлены и другие ключевые фигуры 1970-х — первой половины 1980-х, причем не только из нонконформистов, участников Бульдозерной выставки, но и из вполне признанных номенклатурой мастеров. И если портрет Брежнева кисти Таира Салахова еще может быть воспринят как своего рода ирония кураторов, пример как раз такого прямолинейного (пусть и виртуозного) официоза, то прекрасные вещи Виктора Попкова, Игоря Обросова, Дмитрия Жилинского оказываются не менее глубоки и выразительны, чем выстраданное искусство «подпольщиков».

Портрет эпохи

Выставка примиряет разные направления советского искусства и выстраивает из них коллективный портрет эпохи. И пусть отсутствие каких-то фигур может удивить — например, нет Оскара Рабина (хотя в роскошном каталоге все-таки фигурирует одна его работа), Эдуарда Штейнберга, шестидесятников Анатолия Зверева и Владимира Немухина, продолжавших активно работать и в период застоя. Огорчает, что Дмитрий Плавинский представлен только офортами. Однако кураторам явно было важнее выстроить убедительную и лаконичную концепцию, нежели показать все «достижения народного хозяйства».

Вперед в светлое прошлое: Третьяковка исследовала брежневскую эпоху
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Зато здесь можно увидеть целый ряд действительно знаковых полотен: «Ответы экспериментальной группы» Кабакова, «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича» Комара и Меламида, «Хороший человек была бабка Анисья» Виктора Попкова... В общем, это не исчерпывающее, но очень основательное наглядное пособие по искусству выбранной эпохи. К тому же наряду с подобными «столпами», бесконечно кочующим по выставкам, встречаются и неожиданные раритеты, по силе воздействия подчас сопоставимые с работами мэтров. Скажем, триптих Николая Белянова «Киоск», где сам художник оказывается и продавцом, и покупателем, и фотомоделью на продающейся открытке, но в этом читается не самолюбование, а пугающаяся раздвоенность.

Название выставки отсылает к книге антрополога Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение». Но хочется идею ученого перевернуть, вспомнив куда более известное выражение другого автора: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Сегодня мы видим, что эстетика, дух той эпохи по-прежнему живет с нами — в интерьерах, облике городов, да и в самоощущении многих людей. А современное российское искусство во многом уходит корнями не в послеперестроечное время (которое перекликается как раз с оттепельным прорывом), а именно в 1970-е – 1980-е. Убедиться в этом можно, заодно зайдя на выставку «Поколение XXI»: некоторые рифмы между двумя проектами поражают. Так не навсегда ли?

Читайте также
Прямой эфир