Закономерная эволюция государства

1 июля 2020 года состоится общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Это, безусловно, знаковое событие. С момента принятия Конституции 1993 года прошло 25 лет. За этот период, судя по комментариям различных специалистов и экспертов, ученых в области конституционного права и государственного управления, Россия прошла большой путь, накопила огромный опыт.
Конституция 1993 года принималась в непростых условиях, на фоне расстрела Белого дома, на фоне массовых волнений, в период глубокого социально-экономического кризиса. Можно ли было в тот момент искренне думать и верить, что Россия полностью соответствует положениям статей 1 и 7 Конституции и является демократическим, правовым, социальным государством? В условиях лихих девяностых оставалось только верить, что Конституция — это документ, рассчитанный на долгие годы и содержащий в себе образ будущего государства.
Спустя годы стираются из памяти многие неприятные, подчас горькие события прошлых лет: полное отсутствие денег у населения, ужасы эпохи цензуры, тотальный страх перед машиной государственного аппарата. Это свидетельствует о том, что в стране произошли перемены, что появилась возможность думать о высоких материях, о демократии, о конституции, о правах и свободах.
Вместе с тем наука административного права, закономерности государственного управления не позволяют все произошедшие в стране перемены относить только на счет достижений конституционных норм. Конституция — это важнейший документ страны. Однако, как известно, любая норма права мертва без правоприменительной практики. Даже далеким от правовой науки гражданам знаком пример Конституции СССР 1936 года — одной из самых демократичных в мире. То, каким образом будут реализовываться положения Конституции, прежде всего, зависит от системы государственного управления в стране.
Сегодня многие апеллируют к имеющимся проблемам и нерешенным вопросам в качестве основного аргумента против принятия изменений в Конституцию РФ. Однако здесь происходит подмена смысла. Конституция не способна в одночасье решить все социально-экономические трудности. Конституционные нормы призваны очертить вектор развития, задать основные направления.
При этом важно понимать, что неизменными остаются основополагающие принципы действующей Конституции, которые на протяжении более 25 лет являлись и продолжают оставаться опорой конституционного строя России.
Объем конституционных изменений существенный. Кстати, это один из поводов для критических замечаний. Многие против такого избыточного количества правовых положений. Традиционно высказываемые опасения о том, что это приведет к размыванию роли и значения конституционных норм, в реальности ничем не подтверждены.
К сожалению, нередко высказываются и сомнения в законности проводимых изменений, ссылаясь на установленный в Конституции порядок (ст.136). Однако следует учитывать, что все нормы Конституции РФ, касающиеся порядка вступления поправок в силу, были соблюдены. При этом законодатель вправе был установить дополнительные особенности процедуры вступления отдельных статей Закона РФ о поправке к Конституции РФ. В этой связи статья 1 Закона вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если они получили одобрение.
Весь объем изменений можно подразделить на несколько блоков.
Прежде всего, важнейшие изменения касаются расширения перечня социальных обязательств: обеспечение адресной социальной поддержки, пенсионного обеспечения (ст.75), защита семейных ценностей (ст.67.1, 72, 114), защита труда (ст.75, 75.1, 114), доступной медицины (ст. 73, 132), поддержка волонтеров и НКО (ст.114), сохранение культурного наследия (ст. 67.1, 68, 69), поддержка российской науки (ст.71, 114). Предлагаемые меры важны и не взывают дискуссий в обществе.
Другой блок изменений направлен на обеспечение защиты суверенитета и территориальной целостности нашей страны (ст.67). Суверенитет государства является высшей демократической ценностью. Суверенитет должен быть абсолютен, ничем не ограничен. В противном случае это уже не суверенитет. Однако, следует обратить внимание на то, как этот институт преобразовался в международных отношениях за последние 20–30 лет, оброс всевозможными оговорками и условиями. Если ранее государства не позволяли себе вмешиваться во внутренние дела других стран, то теперь мы видим повсеместное вторжение по различным вопросам. Именно конституционные поправки призваны на самом высоком уровне защитить суверенитет страны.
Россия остается приверженной главному демократическому принципу соблюдения международного права. При этом следует понимать, что на территории нашей страны могут применяться только общепризнанные нормы и принципы международного права, а не их толкование и интерпретация, полученная в результате судебных решений. С этой проблемой столкнулись многие европейские страны, например, Франция и Испания. И каждая страна стремится защитить свое национальное законодательство от неправомерного вмешательства.
Поправки к Конституции РФ демонстрируют закономерную эволюцию развития государства. Целый ряд предлагаемых изменений фактически отражает уже сложившиеся законодательные конструкции и правовые положения.
Основной блок поправок, имеющий наибольшее значение, касается сферы государственного управления и государственной власти. Палаты Федерального собрания получают новые, весьма существенные полномочия, в том числе касающиеся порядка формирования правительства РФ. Данные меры не только повысят подотчетность членов правительства РФ парламенту, но и позволят повысить прозрачность их деятельности. Кроме того, водится новое понятие публичная власть, полномочия по организации публичной власти отнесены к предметам ведения Российской Федерации, а согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти осуществляет президент РФ.
Все эти изменения в системе государственного управления создают предпосылки для дальнейшего развития нашего государства. Конституционные изменения свидетельствуют о том, что современный российский конституционализм — это динамичная система, которая постоянно развивается.
В этой связи важно опираться на имеющиеся результаты развития общества, экономики, страны в целом. Нельзя пренебрегать полученными достижениями и дезавуировать имеющиеся успехи.
Текст Конституции не должен рассматриваться и восприниматься вне контекста сложившейся системы государственного управления и, что самое главное, вне закономерностей развития этой системы в будущем.
Автор — доктор юридических наук, профессор департамента дисциплин публичного права НИУ ВШЭ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора