Нечто вечно: из-за чего опять поспорили Пекин и Токио
На китайских границах возник еще один очаг напряженности — параллельно с получившим широкую мировую огласку конфликтом КНР с Индией. На этой неделе городская ассамблея японского города Исигаки решила добавить название «Сенкаку» к имени административного района, охватывающего группу спорных островов в Восточно-Китайском море. В Пекине, оспаривающем эти территории и именующем их на свой лад Дяоюйдао, загодя восприняли решение о переименовании как попытку Токио зацементировать свои права на острова. «Известия» разбирались, чем может быть чревато нынешнее возрождение давнего спора Поднебесной и Страны восходящего солнца.
Провокация или формальность
22 июня городская ассамблея южного японского города Исигаки одобрила переименование района Тоносиро, к территории которого Япония относит острова Сенкаку, в «Тоносиро Сенкаку». Согласно пояснениям, такой шаг был предпринят во избежание административной путаницы между одноименными островом и местом в центре самого города Исигаки. И всё это можно было бы счесть совершенно рядовым событием, если бы острова Сенкаку в Восточно-Китайском море не были спорными и на них не претендовал Китай, а также Тайвань, именующие их Дяоюйдао.
Незадолго до голосования в Исигаки МИД КНР обнародовал заявление, в котором напомнил, что острова Дяоюйдао «неотъемлемая территория Китая», и призвал соседа придерживаться «духа консенсуса из четырех принципов», на которых Пекин и Токио сошлись в 2014 году. Один из них гласил: Япония, контролирующая острова Сенкаку/Дяоюйдао с 1972 года, признает, что суверенитет над островами оспаривается.
На этом фоне включение в название одной из спорных территорий слова «Сенкаку» Китай (а также Тайвань, сам считающийся «неотъемлемой частью КНР») сочли нарушением сложившегося в споре статус-кво.
Общая площадь восьми необитаемых спорных остров в Восточно-Китайском море составляет всего 6,3 кв.км. Однако из-за наличия вокруг богатых рыбных ресурсов и потенциальных залежей нефти и газа, а также стратегического интереса к расширению зон судоходства эти небольшие куски суши долгие десятилетия служили главным камнем преткновения в отношениях между Китаем и Японией.
Один из самых серьезных конфликтов вспыхнул в 2012 году, когда правительство в Токио решило выкупить часть островов из частных рук и национализировало их. Этот шаг спровоцировал антияпонские протесты в сотне китайских городов, вылившиеся в поджоги офисов японских компаний, ресторанов и автомобилей и бойкот продукции из соседнего государства.
С тех пор страсти на суше улеглись, зато инциденты на море участились. Китайские сторожевые корабли с тех пор постоянно демонстрировали флаг КНР у островов, что не раз приводило к стычкам с японскими патрульными судами.
Нынешней весной и летом война нервов продолжилась. Как заявило на этой неделе японское Управление безопасности на море, которое выполняет в стране роль пограничной охраны и спасательной службы, сейчас в районе Сенкаку находятся четыре китайских корабля. При этом патрулирование в спорном регионе продолжается уже более 70 дней — рекордно длительный срок.
Как рассказал «Известиям» один из иностранных журналистов в Токио, решение о переименовании района Тоносиро местная публика во многом сочла ответом как раз на пребывание у Сенкаку китайских кораблей — Пекину решили еще раз продемонстрировать, что острова японские. Правда, официально власти отвергли любые увязки переименования с политикой.
Индикатор отношений
По мнению эксперта-китаиста из Института Дальнего Востока Василия Кашина, спор Токио и Пекина вокруг островов всегда был важен, в первую очередь как отражение общего состояния японо-китайских отношений. Как правило, активизация случалась тогда, когда КНР хотела выразить свое недовольство излишним сближением Японии с США или усилием военного строительства Токио.
— Из-за островов, на которых трудно вести какую-то деятельность, несмотря на утверждения о запасах нефти, никто не стал бы идти на перманентный конфликт. Само наличие этого спора всегда воспринималось китайцами как инструмент для периодических циклов эскалации и деэскалации с Японией, — сказал эксперт «Известиям». — И чтобы понять китайскую реакцию, надо исходить из общего климата двусторонних отношений, а он у них сейчас неплохой.
Вслед за первым после семилетнего перерыва визита премьера Японии Синдзо Абэ в Китай осенью 2018 года отношения двух стран стабилизировались. Нынешней весной в Токио ждали с ответным визитом председателя КНР Си Цзиньпина, однако из-за пандемии коронавируса поездку перенесли на более поздний срок.
Это не значит, что в отношениях стран не осталось раздражителей. К примеру, Токио выразил обеспокоенность законом о нацбезопасности в Гонконге и несколько однопартийцев Абэ даже выступили с призывом к премьеру отозвать приглашение председателя Си в Японию на фоне действий Пекина.
С другой стороны, Япония приложила максимум усилий, чтобы не ввязываться в торговую войну США против КНР, и не стала обрубать все мосты с китайским телекоммуникационным флагманом Huawei, как хотели бы от нее американцы. Весьма позитивно в Пекине восприняли и недавний отказ Японии от развертывания на своей территории американской наземной системы ПРО Aegis Ashore. Хотя отказ был связан не с политическими причинами, а с опасениями, что стартовый двигатель, отделяющийся при пуске, причинит ущерб при падении, и дороговизной модификации программного обеспечения комплексов. Излишне злить Японию, подталкивая ее в антикитайский фронт под эгидой США, невыгодно и Пекину.
— Это всё позволяет в сумме надеяться на то, что китайцы не пойдут на жесткие ответные меры. Конечно, обмен символическими ругательствами и проклятиями последует, но к серьезному конфликту нынешняя история с островами не приведет, — сказал Василий Кашин.
Это не значит, однако, что, надеясь на лучшее, стороны не продолжат готовиться к худшему. Как сообщила на прошлой неделе газета Sankei, к 2022 году японская береговая охрана должна получить четыре тяжелых сторожевых корабля-вертолетоносца, которые будут патрулировать зону Восточно-Китайского моря — в первую очередь район островов Сенкаку/Дяоюйдао. На данный момент, Япония располагает 67 патрульными кораблями водоизмещением более 1 тыс. т, тогда как Китай, по данным газеты, имеет 145 кораблей такого класса.