
Аукцион без щедрости: платный онлайн-концерт и блюз на любой вкус

Пандемия по-прежнему оказывает влияние на музыкальную индустрию. Вот и на подборке этой недели текущая эпидемиологическая ситуация сказалась самым прямым образом: Нил Янг задержал выпуск альбома, Трики пришлось лепить клип в условиях самоизоляции, а группе «АукцЫон» — давать концерт из пустой студии без зрителей. Но зато сама музыка от всех этих проблем ничуть не пострадала. И это — главное.
Клип недели
Tricky “Fall Please”
Один из родоначальников трип-хопа Трики любим в нашей стране не меньше, чем его соратники из Massive Attack, вместе с которыми он записал альбом, ставший классикой — Blue Lines. И хотя сольное творчество Трики воспринимается массами более сдержанно, чем совместные треки с «мэссивами», его новые записи стабильно пользуются вниманием.
Очевидно, не станет исключением и будущий альбом Fall to Pieces. Тем более мы уже успели соскучиться по певцу: его прошлый диск вышел уже три года назад. И вот первая ласточка с новой пластинки — трек Fall и клип на него. Музыка небезынтересна: подвижный суховатый бит, пришептывания Трики и расслабленный отстраненный голос польской певицы Марты Злаковски составляют любопытное сочетание. Что же касается визуального ряда — клип явно создавался с учетом текущей ситуации. Здесь и селфи-съемки Трики, и различные низкокачественные любительские кадры, и множество анимации, маскирующей бедность киноматериала... Но всё это выглядит на удивление эстетично, органично и для такого неформала, как Трики, подходит как нельзя лучше.
Сингл недели
Neil Young “Vacancy”
Легенда американского кантри-рока Нил Янг выпускает альбомы и песни с завидной регулярностью, будто не замечая возраст (в этом году ему стукнет 75). Но диск Homegrown среди последних новинок — особый: весь его материал был записан 45 лет назад и всё это время лежал на полке. Какие-то композиции музыкант исполнял в концертах, какие-то потом вышли в новых версиях на других дисках, однако только сейчас мы смогли услышать диск целиком — в том виде, как это было задумано автором.
К альбому было выпущено два сингла, и наибольшего внимания заслуживает последний — Vacancy. Дело в том, что это одна из немногих здесь песен, которую публика ранее не слышала ни в каком виде. А музыка-то весьма удачна: напористый, грубоватый, в общем-то нетипичный для Янга рок с прямолинейным гитарным риффом и проигрышем губной гармошки сразу впечатывается в память. Но кое-что его объединяет и с остальными песнями Homegrown: это обаяние 1970-х и старомодная, но такая обаятельная атмосфера американской глубинки.
Альбом недели
Norah Jones “Pick Me Up Off the Floor”
Певицу, пианистку и композитора Нору Джонс принято относить к джазовым музыкантам. На самом деле ее амплуа шире: она умеет смешивать разноплановые элементы так, чтобы, например, поп-мелодия звучала изысканно и прихотливо, как высококлассный блюз, а совершенно непопсовое нагромождение гармоний закреплялось в сознании слушателя, будто это бронебойный хит. Дочь индийского виртуоза ситара Рави Шанкара, в свое время повлиявшего на Джорджа Харрисона и TheBeatles, Джонс впитала культурные традиции двух континентов, и в ее музыке, казалось бы, совершенно американской, это чувствуется.
Правда, после первого триумфального десятилетия карьеры, начавшейся в 2002-м с альбома ComeAway With Me, по сей день считающегося лучшим в ее дискографии, Нора Джонс снизила активность и сосредоточилась на семейной жизни. Pick Me Up Off the Floor знаменует ее возвращение в строй. В отличие от прошлогоднего сборника синглов Begin Again, это цельное, выверенное высказывание, однако наглядно демонстрирующее стилевой диапазон Джонс: от поп-джаза в первых номерах (особенно запоминается Hurts to Be Alone) и до кантри-блюза во второй половине трек-листа — начиная с To Live.
Помимо удивительного, моментально узнаваемого голоса Норы единство обеспечивается инструментальным составом. Во всех треках доминирует фортепиано, как и в классических работах Норы начала нулевых, хотя к нему подмешиваются то духовые и хэммонд-орган, то бас, то акустическая гитара и бэк-вокал.
Концерт недели
«АукцЫон на Мосфильме»
Культовая петербургская рок-группа «АукцЫон» проводит время на карантине максимально плодотворно. В начале апреля фронтмен Петр Федоров опубликовал видеозапись более чем часовой продолжительности, где он, сидя дома, под акустическую гитару поет песни коллектива, а в конце того же месяца был выпущен новый лонгплей «Мечты» — первый за четыре года.
И вот дело дошло до «серьезного» онлайн-концерта. В прямом эфире (трансляция шла на сайте коллектива) музыканты сыграли материал нового альбома, находясь в этот момент в студии «Мосфильма» — там, где диск и был записан. Правда, без примет времени не обошлось: каждый из участников сейшна был изолирован от остальных, и съемка переключалась между ними. Зачем так делать — не совсем понятно: перед началом выступления все артисты ехали вместе на одной машине, были без масок и шутили про дезинфекцию (начало видео — своего рода документальная зарисовка о подготовке к концерту).
Но, главное, социальное дистанцирование в студии не сказалось на качестве исполнения. И хотя оно более сырое, спонтанное, нежели на альбоме, в этом и прелесть: слушать сыгранный с медицинской точностью материал было бы куда скучнее. Один минус: за доступ к записи «АукцЫон» просит аж 800 рублей, как бы оправдывая свое «коммерческое» название.