Из А в Б: как родители могут проверить безопасность перевозки ребенка


21 мая президент России Владимир Путин поручил отладить вопросы организации летнего отдыха детей. Роспотребнадзор подготовил рекомендации — в том числе для лагерей. Пока школьники могут поехать куда-то только в пределах своего региона. Родители, которые постепенно возвращаются на рабочие места после карантина, рады и этому. Сейчас для них в первую очередь важна безопасность детей — особенно в дороге. Как организовать безопасную поездку группы детей автобусами и на что обратить особое внимание — в материале «Известий».
Автобус
С завершением учебного года и постепенным снятием карантинных ограничений готовятся к работе школьные лагеря — как стационарные, так и городские. Многие из них организуют выездные экскурсии для детей в музеи, галереи, к историческим местам.
Каждая такая поездка должна быть организована заранее, грамотно и безопасно. Школьников перевозят по строгим правилам: с опознавательными знаками, ограничением скорости, определенными требованиями к водителю и автобусу. О каждой такой поездке извещается Госавтоинспекция.
При этом родители могут сами проверить, всё ли в порядке. В первую очередь стоит осмотреть автобус: нет ли на нем видимых повреждений. Можно запросить подтверждающие документы: транспортные средства, которые заняты в пассажирских перевозках, обязательно проходят техосмотр раз в полгода. У них должна быть диагностическая карта с указанием, что всё работает исправно.
Кроме того, в автобусах устанавливают тахограф — прибор, который следит за режимом труда и отдыха водителя. Следует убедиться, что у водителя стоит и навигационная система ГЛОНАСС — она позволит в случае чего быстро найти транспортное средство. Сиденья должны быть оборудованы штатными ремнями безопасности.
— Меры разумные, — комментирует директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова. — У перевозчиков претензий к этим требованиям нет. Неспециализированные компании не станут переоборудовать свои автобусы ради того, чтобы раз в несколько недель перевозить детей, и не станут участвовать в таких перевозках. По сути, бизнес отдали тем, кто профессионально им занимается, кто умеет это делать.
На ремни призывает обратить внимание и президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
— Усаживая ребенка в автобус, следует удостовериться, что он будет пристегнут в течение всего времени движения. Отсутствие ремней безопасности — весомый повод для того, чтобы отказаться от поездки, — подчеркнула она.
На крыше транспортного средства устанавливается включенный маячок желтого или оранжевого цвета — его наличие необходимо проверить. На опознавательные знаки обращают внимание многие родители: 80% москвичей и 50% россиян заявили, что отсутствие маячков может заставить их не пустить ребенка в организованную поездку на автобусе. Такие данные приводит ВЦИОМ по результатам своего опроса.
Водитель
В том же опросе ВЦИОМа респонденты отметили, что самый важный фактор, который может повлиять на их решение отпустить ребенка, — водитель. Если он не внушает доверия, от поездки откажутся 66% россиян и 50% москвичей.
Родители имеют право узнать, кто за рулем: какие у работника фирмы-перевозчика квалификация, стаж и здоровье. К перевозке детей допускается водитель с открытой категорией D и с непрерывным стажем вождения по ней не менее года. Если в течение года его лишали прав или на него составляли протоколы об административном правонарушении в области дорожного движения, шофер не может управлять «детским» автобусом.
Все водители перед рейсом обязаны пройти инструктаж по безопасной перевозке детей и медосмотр с отметкой в путевом листе.
Документы
Стоит проверить наличие у водителя всего перечня документов: водительское удостоверение, регистрационные документы на данное транспортное средство, путевой лист, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. В путевом листе указывается график движения с расчетным временем в пути, места и время остановок для отдыха.
Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения или фрахтователь (например, классный руководитель) передает копии документов ответственному за перевозку детей. Организация-перевозчик, в свою очередь, предоставляет фрахтователю данные о водителе и маршруте.
Если транспортных средств два и больше, то каждый водитель получает список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка) для автобуса, которым он управляет, сведения о нумерации автобусов при движении.
При организованной перевозке группы детей водитель автобуса обязан иметь при себе следующие документы:
Важное
Есть и другие нюансы: к примеру, с 23 до 6 часов детей можно везти только к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них. Максимальное расстояние для ночных поездок — 100 км. Автобус может завершить поездку после 23, если задержался в дороге или отклонился от графика. Кроме того, если в группе есть дети до семи лет, время в пути не должно превышать четырех часов.
В апреле МВД России подготовило изменения в Порядок подачи уведомлений об организованной перевозке группы детей автобусами: не позднее 48 часов до начала поездки для междугородних рейсов и не позднее 24 часов — для городских и пригородных.
Для неоднократных перевозок по одному и тому же маршруту сроки будут считаться от начала первой поездки.
В изменениях также указано, что к уведомлению должны прилагаться сведения о наличии у перевозчика соответствующей лицензии. Информацию будут проверять сотрудники Госавтоинспекции.
— Вместо программы маршрута в уведомлении будут указываться сведения о маршруте перевозки с обозначением пункта отправления; промежуточных пунктов посадки (высадки) (если имеются) детей, работников и физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей; пункта прибытия; а также мест остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха при многодневных поездках в междугородном сообщении, — отмечается на сайте Госавтоинспекции.
Сейчас проект находится на этапе общественного обсуждения.
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».