Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дистанция полтора-два метра между музыкантами на сцене, ношение масок до и после концертов, а также дополнительная защита для медных духовых инструментов — о таких противоэпидемиологических мерах договорились ведущие берлинские оркестры. Вслед за немцами задумались о новых условиях работы музыкантов и в России. По информации «Известий», Министерство культуры прорабатывает форматы возобновления деятельности симфонических коллективов страны. Но дирижеры предупреждают: многие меры могут быть трудновыполнимыми, по крайней мере, в закрытых помещениях, поэтому надо готовиться к долгой паузе.

Соблюдайте дистанцию

Культурные институции Европы постепенно приходят в себя после кульминации пандемии: открываются музеи и галереи, готовятся к возобновлению работы театры и кинотеатры. А вот академическая концертная деятельность пока под вопросом: обеспечить противоэпидемиологические меры здесь сложнее всего. Основная проблема — не столько в публике, сколько в безопасности самих музыкантов. Традиционно оркестранты сидят на сцене очень близко друг к другу.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», решили ведущие берлинские коллективы и совместно с эпидемиологами и руководством залов разработали свои предложения. Самое главное и спорное из них — рассадка музыкантов с учетом дистанции 1,5 м между струнниками и ударниками и 2 м между духовиками. Дирижер должен находиться от оркестрантов на расстоянии 2 м во время репетиций и 1,5 м во время концертов. Помимо этого, исполнителям на медных духовых предписано надевать на раструбы заслонки из плексигласа. А вот маски на сцене можно не носить, но до и после выступления — обязательно.

Опрошенные «Известиями» дирижеры и директора российских оркестров отнеслись к предложенным немцами мерам со скепсисом.

Как разместить при таких условиях музыкантов симфонических оркестров на сцене? Они просто не поместятся практически ни в одном зале в мире, — считает худрук и главный дирижер симфонического коллектива «Новая Россия» и Всероссийского юношеского оркестра Юрий Башмет.

симфонический оркестр
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Вместе с тем народный артист СССР позитивно оценивает сам факт поиска переходных форматов и готов к экспериментам. По мнению маэстро, в случае с камерными составами новая рассадка может даже дать интересный художественный результат, поскольку побудит артистов к большей концентрации и вниманию друг к другу.

Проблема еще и в том, что многие оркестры страны, включая ведущие коллективы, не имеют своего собственного пространства, поэтому зависят от условий и требований, которые предъявят залы.

— У нас нет своего репетиционного помещения, чтобы принимать какие-то решения на этот счет, — посетовал в беседе с «Известиями» директор Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) Григорий Левонтин.

Идею социальной дистанции на сцене он не поддерживает, хотя указывает, что решать должны врачи и руководители залов.

Гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов считает, что о симфонической музыке и вовсе пока рано говорить.

Если на сцене даже 50 человек, это всё равно не симфонический оркестр. Но в случае с ансамблями или камерными оркестрами проблем тоже хватает. Если дистанцию сделать большой, музыканты будут плохо друг друга слышать, им будет трудно играть, — отметил Алексей Шалашов.

Помимо сцены музыканты находятся за кулисами и в гримёрных комнатах, где это расстояние соблюсти почти невозможно, считает главный дирижер Сургутской филармонии Станислав Дятлов. К тому же есть оркестры, которые репетируют не на сцене, а в гораздо более скромных по размеру репетиториях. В целом, по его словам, работа в новых условиях будет непривычной и некомфортной, причем в худших условиях окажутся региональные коллективы.

Маски сброшены

Большинство собеседников «Известий» высказались и против ношения масок во время игры.

— В июле, если всё заработает, я планирую записать симфонические произведения Рахманинова. Конечно, мы с руководством концертного зала будем предпринимать меры безопасности, которые на тот момент установят. Но, надеюсь, у нас не потребуют, чтобы музыканты играли в масках, — заметил худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (ГСО РТ) Александр Сладковский. — Даже когда я в магазин иду в маске, мне тяжеловато дышать. А каково же будет артисту на записи?

С ним солидарен и Григорий Левонтин. По его словам, игра в симфоническом оркестре требует больших затрат физических сил и, как следствие, активного дыхания.

маска в руках
Фото: REUTERS/Valentyn Ogirenko

В свою очередь Юрий Башмет не исключает использования масок. Схожее мнение и у заместителя художественного руководителя Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского (БСО) Виктории Новоселовой.

Средства дезинфекции, маски, перчатки — по возможности всё это будем использовать. Прежде всего в Пятой студии на Малой Никитской, где проходят репетиции оркестра, — сообщила она.

По словам Виктории Новоселовой, БСО уже сейчас планирует, как станет выходить из карантина и будет готов к возобновлению деятельности в течение одного-двух дней, как только поступит разрешение. Это касается и дезинфекционно-технических мероприятий, и творческих. А для контроля за соблюдением правил в коллективе назначены ответственные.

Вагнера не трогать

В наиболее сложной ситуации оказались оркестры музыкальных театров. Ограниченное пространство оркестровой ямы физически невозможно расширить, и исполнители там сидят очень тесно.

— Я знаю, как планируют свою жизнь многие театры в Европе, в частности, в Германии. Там будет уменьшен состав оркестров, для чего даже переписываются партитуры опер, допустим, вместо 60 человек их инструментуют на 15. Представления планируются в основном в концертном варианте и без хора, — рассказал «Известиям» Александр Титель, худрук оперы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

оркестр
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Российские музыканты категоричны: переписывать партитуры никак нельзя.

— Как можно партитуры Вагнера переложить на 15 человек? Разве что в качестве учебного задания. Но исполнять их в таком виде — это полный абсурд, времени на это тратить не стоит, — уверен Александр Сладковский.

Современные композиторы тоже не готовы адаптировать свою музыку к новым концертным реалиям. Гораздо перспективнее — путь создания вакцины и выработки иммунитета, считает председатель Совета Союза композиторов России Алексей Рыбников.

Наиболее резко высказалась в своем Instagram оперная дива Анна Нетребко. Авторам новых правил она посоветовала «испариться». Идея исполнять оперу без хора и оркестра вызвала у нее возмущение.

Выйду на улицу, гляну в интернет

Сейчас оркестры в рабочем режиме планируют новый сезон и даже гастроли. Так, Виктория Новоселова сообщила, что пока не отменены гастроли БСО в Южную Корею в ноябре — наоборот, принимающая сторона даже предлагает расширить тур. ГАСО тоже активно обсуждает будущее турне. Однако, уверенности в том, что удастся выйти на сцену хотя бы в сентябре, у симфонических коллективов нет. Какими будут противоэпидемиологические меры — непонятно. На запрос «Известий» в Роспотребназдоре ответили, что в ведомство «не поступало обращений от отраслевых ассоциаций, профессиональных институтов или учреждений культуры на тему организации работы оркестров».

Но даже в случае появления рекомендаций Роспотребнадзора возвращение оркестров к зрителю может сильно затянуться.

зрители
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В Европе многие считают, что до осени 2021 года надо прекратить всю концертную деятельность. В частности, Венская филармония закрывается надолго. У моих друзей, больших музыкантов, до следующей весны отменены все концерты — и на Западе, и в Азии, — сетует Александр Сладковский.

Пока коллективы намечают студийные записи и опен-эйры — с точки зрения безопасности музыкантов и публики выступления на свежем воздухе предпочтительнее. В частности, на 30 августа у ГСО РТ намечен двухчасовой оперный концерт в Казани под открытым небом.

И, разумеется, оркестры ведут активную интернет-деятельность, экспериментируя и осваивая новые технологии. Отбор в новый состав Всероссийского юношеского оркестра начнется в режиме онлайн, а музыканты БСО пробуют делать коллективные записи в самоизоляции. На YouTube доступно «домашнее» исполнение увертюры Чайковского «1812 год» — все музыканты БСО находились дома и играли в наушниках, чтобы слышать товарищей, а народный артист СССР Владимир Федосеев дирижировал своими подопечными по видео.

Читайте также
Прямой эфир