Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Американский эксперт оценила 100 дней Трампа на посту президента
Культура
Актер Вдовиченков получил роль в фильме «Мужу привет» без проб
Мир
В Европарламенте рассказали о готовности к контактам с коллегами из РФ
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
Экономист Сакс не увидел вреда для КНР и РФ от пошлин Трампа
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Латвия запретила Кристине Орбакайте и Горану Бреговичу въезд в страну
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Мир
В Госдепе заявили о выходе США из переговоров по Украине
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Общество
ФСБ открыли архивы о самоубийстве Гитлера и последних днях Третьего рейха
Мир
Экс-президент Молдавии Додон указал на снижение интереса США к стране
Общество
Путин подписал указ о наименовании аэропорта Волгограда «Сталинград»
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
На границе Индии и Пакистана началась перестрелка
Мир
Госдеп США одобрил продажу Польше 400 ракет класса «воздух – воздух» на $1,33 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ритейлеры начали отказываться от запуска новых торговых точек на фоне ограничений, связанных с распространением коронавируса. Так, в X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») сообщили «Известиям», что уже сократили программу открытия магазинов примерно на 20%. По мнению экспертов, другие торговые сети последуют этому примеру, кроме того, есть риск закрытия уже действующих точек, в первую очередь в регионах. О том, что сети могут скорректировать свое развитие в пользу расширения онлайн-форматов, говорят и в Ассоциации компаний розничной торговли.

Меньше, но лучше

Ситуация с распространением коронавируса внесет свои коррективы в деятельность Х5 Retail Group, сказал «Известиям» представитель компании. Несмотря на то что уменьшения количества магазинов не будет, торговая сеть сократит программу открытия новых точек — ориентировочно на 20%. Финальный показатель будет зависеть от длительности периода самоизоляции и других ограничительных мер, динамики спроса, макроэкономической ситуации.

— В условиях высокой неопределенности мы будем смещать фокус на открытие и развитие магазинов «у дома» и сервисов по доставке продуктов домой, — сказали в компании. — При этом мы внимательно будем следить за развитием концепции «Перекрестков» в регионах. Будем тщательно анализировать все наши инвестиционные проекты и несколько сократим инвестиции в текущий бизнес.

При этом в апреле компания не зафиксировала сокращения выручки (хотя показатели по каждому формату не уточнялись), а сопоставимые продажи (реализация в одном и том же объекте) в сравнении с прошлым годом показывают хороший результат: снижение трафика компенсируется возросшим средним чеком.

ритейл
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Как пояснил «Известиям» представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), вслед за ажиотажным спросом в марте компании зафиксировали сокращение покупательского потока в магазинах. В начале апреля трафик упал на 25–30%, при этом в дальнейшем спрос колебался, в том числе был резкий рост накануне майских праздников. В целом, по данным исследований Romir, в апреле 2020 года россияне заметно сократили свои повседневные расходы — падение по сравнению с мартом составило больше 16%.

Торговые сети ожидали снижения спроса, сказали в ассоциации, покупатели уже не тратят деньги на продукты с длительным сроком хранения, так как закупили их впрок. Такие изменения на фоне введенных карантинных мер могут оказать влияние на стратегии торговых компаний, допустили в АКОРТ, например, большинство крупных ритейлеров стали активно развивать онлайн-каналы продаж и службы доставки.

В «Магните», «Ашане», «Окей», «Ленте» на запросы «Известий» на момент публикации не ответили.

Снизить обороты

Торговые сети будут пересматривать свои программы развития в пользу онлайна, согласен директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. Также некоторые ритейлеры могут начать закрывать свои магазины, оптимизировать точки продаж, предположил он. Эксперт подчеркнул, что все магазины столкнулись с падением выручки, это связано с карантинными мерами и снижением покупательской способности, а также с развитием сервисов доставки любого вида продукции на дом. К примеру, в случае с торговыми точками формата «у дома», по его оценкам, падение продаж уже составляет не менее 10% от прежних показателей.

Так, по данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», который ежедневно обрабатывает по 40 млн кассовых чеков, торговые обороты в столице действительно начали замедляться. В апреле объем продаж в супермаркетах уменьшился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество покупок в магазинах этого формата сократилось на 39%. Оборот магазинов «у дома» также снизился на 5%, а число покупок упало на 33%.

Еще год назад тенденция была другой: в апреле 2019-го объем продаж в супермаркетах вырос на 5% по отношению к апрелю 2018-го, количество покупок сохранилось на том же уровне. Оборот магазинов «у дома» вырос на 1%. Аналитики «Платформы ОФД» полагают, что снижение уровня продаж и частоты покупок в этом апреле связано с изменением модели потребления. Решения о тратах стали еще более рациональными, выверенными. В компании допускают, что эта тенденция может вскоре распространиться на всю страну.

ритейл
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

Сооснователь консалтинговой компании Unusual Concepts Олег Дмитриев сказал «Известиям», что в перспективе падение объемов продаж будет усиливаться. Покупательская способность снижается, а впереди традиционно низкий в продуктовом секторе летний сезон, к которому в этом году прибавятся ограничения, связанные с закрытием ТЦ и социальной дистанцией. Складывающаяся обстановка грозит серьезным сужением сетей, закрытием низкорентабельных магазинов «у дома», поэтому ритейл активно ищет пути трансформации бизнеса, отметил он.

По данным профессора базовой кафедры торговой политики РЭУ Вячеслава Чеглова, региональные торговые сети уже приступают к сокращению количества магазинов на фоне новых ограничений и падения продаж, а также ожидаемого продолжительного кризиса в экономике. Федеральные сети будут проводить, скорее, политику оптимизации бизнеса и притормозят темпы территориальной экспансии. Хотя, по словам Вячеслава Чеглова, это не единственное последствие распространения коронавируса и введенного режима самоизоляции. Он уверен, что уже с июля торговые сети, которые до сих пор сдерживают рост стоимости многих продуктов питания и применяют нулевую наценку на социально значимые товары, начнут отпускать цены. Это будет происходить под давлением поставщиков и для компенсации возросших издержек. Речь идет об основных продовольственных товарах — например, круп и мяса, стоимость которых может значительно вырасти уже осенью, в некоторых случаях до 30%.

Читайте также
Прямой эфир