Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил о ликвидации не менее 15 БПЛА над регионом
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Politico назвала удары по Йемену частью новой политики Трампа на Ближнем Востоке
Происшествия
В Калининградской области обрушился аварийный дом с проживающими в нем людьми
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

Жизнь на кону

Политолог Денис Денисов — о необходимости учреждения Консультативного совета для решения конфликта в Донбассе
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Все давно уже привыкли к тому, что проблема урегулирования конфликта в Донбассе стала малорезультативным, рутинным процессом, изредка фигурирующим в лентах новостей. Причем преимущественно в связи с обменами удерживаемых лиц или диалогами руководителей вовлеченных государств.

Заседания Трехсторонней контактной группы в Минске традиционно не вызывают особого интереса, так как на них в подавляющем большинстве случаев не удается заключить совместных договоренностей.

Однако в прошлом месяце произошло знаковое для процесса урегулирования событие. Стороны и участники переговоров по результатам заседания подписали протокол, в котором одним из пунктов значилось решение учредить в рамках политической подгруппы Консультативного совета. Наряду с представителями ДНР, ЛНР, России и ОБСЕ, протокол тогда подписал и представитель Украины Леонид Кучма.

Основную задачу Консультативного совета стороны переговоров определили как диалог, направленный на выработку предложений по политико-правовым решениям относительно урегулирования конфликта.

В парафированном протоколе ТКГ зафиксировано, что в состав совета будут входить 10 представителей от Украины, 10 — от Луганской и Донецкой областей, а также по одному представителю с совещательным голосом от ОБСЕ, России, Франции и Германии (по согласию). Решения совета будут приниматься тремя четвертями голосов и носить рекомендательный характер.

Совет из 24 человек в нынешних условиях видится достаточно громоздкой структурой, в работе которой не стоит ожидать быстрых и эффективных решений. Но в то же время намерение его создать можно воспринимать как поиск возможностей к урегулированию конфликта.

Сама идея создания Консультативного совета важна по ряду причин. Во-первых, мировая практика разрешения конфликтов демонстрирует, что подобный механизм служит эффективным инструментом для проработки тактических вопросов, связанных с процессом урегулирования. Во-вторых, на основе результатов заседания ТКГ и подгрупп, можно утверждать, что ресурса полномочных представителей сторон конфликта и стран-посредников недостаточно для решения проблем, существующих между Донбассом и Украиной. В-третьих, Консультативный совет очень важен как формат возможного взаимодействия для сторон конфликта, так как большинство вопросов возможно разрешить, только на основе двустороннего диалога.

Несмотря на то что договоренности о создании этого органа были парафированы всеми сторонами переговорного процесса, на последующих заседаниях украинские партнеры отказались от учреждения этой структуры. Предлогом стало отсутствие реакции на инициативу со стороны европейских партнеров.

В мировой практике существует проблема, когда изначально посредники впоследствии становятся на защиту позиций одной из сторон конфликта. Очевидно, что европейские партнеры, такие как Германии и Франция, в публичных, официальных заявлениях пытались сохранить видимость беспристрастности. Но нынешняя ситуация недвусмысленно демонстрирует: коллеги из ЕС заняли однозначную позицию, причем более радикальную, чем Украина. Они фактически заблокировали создание совета, об учреждении которого Украина, Россия и донбасские республики уже договорились.

Свои аргументы европейские партнеры стараются не высказывать в публичной плоскости, но становится понятно, что главной проблемой для них становится повышение статуса представителей ДНР и ЛНР. Исходя из этого возникает вопрос: почему реальные шаги, направленные на урегулирование конфликта в Донбассе и облегчение жизни миллионам людей, должны зависеть от государств, которые считают первоочередными свои геополитические цели, а не создание условий для прекращения войны?

Все понимают сложность ситуации для руководителей Германии и Франции. Они фактически загнали себя в угол, увязав нормализацию отношений с Россией с фактором урегулирования конфликта в Донбассе. Но когда на кону в очередной раз оказываются жизни простых людей, следует задуматься, правильная ли это стратегия.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир